Последнее обновление: Понедельник, 02 октября 2023, 08:49 GMT

Европейский суд признал похищение Абдурахмана Абдурахманова сотрудниками госорганов в Дагестане нарушением права на жизнь

Издатель Европейский центр защиты прав человека (EHRAC)
Дата публикации 22 сентября 2015
Цитировать как Европейский центр защиты прав человека (EHRAC), Европейский суд признал похищение Абдурахмана Абдурахманова сотрудниками госорганов в Дагестане нарушением права на жизнь, 22 сентября 2015, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/57b59eac9.html [последняя дата доступа 25 января 2024]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

Сегодня Eвропейский Суд по правам человека вынес решение по делу о похищении и исчезновении Абдурахмана Абдурахманова в Дагестане в июне 2010 г. Судом признаны нарушения права на жизнь, запрета пыток, права на свободу и безопасность и права на эффективное средство правовой защиты. Заявителями по делу выступили мать Абдурахмана Ажа Абдурахманова и его жена Сабина Абдулгамидова. Их интересы представляли юристы Правозащитного центра «Мемориал» (г. Москва) и Европейского Центра защиты прав человека (EHRAC) при Мидлсекском университете (г. Лондон).

24 июня 2010 г. Абдурахман вместе с женой выехал из Москвы в г. Каспийск (в Дагестане) чтобы проведать свою сестру. На следующий день домой к его сестре пришли семь человек, некоторые из них в масках, представившихся сотрудниками полиции. Из свидетельских показаний следует, что они выстрелили Абдурахману по ногам, сбили его с ног, затащили в машину и увезли. О его местонахождении с тех пор ничего неизвестно. Вскоре после этого в дом прибыло несколько полицейских в форме и в штатском. Они собрали пустые гильзы, не предоставив никаких объяснений по поводу своего визита.

Вечером того же дня домой к г-же Абдурахмановой, проживающей в г. Махачкале (столице Дагестана), пришли пятеро сотрудников местного отдела внутренних дел с ордером на арест ее сына якобы подписанным следователем ФСБ. В ордере было указано, что Абдурахман подозревается в участии в террористической деятельности и других преступлениях. Через час г-же Абдурахмановой позвонила г-жа Абдулгамидова и сообщила о похищении ее сына.

Заявители подали несколько жалоб и запросов в различные органы местного и государственного уровня, но эффективного расследования не последовало. В поданной в Европейский суд жалобе заявители утверждают, что факт ареста Абдурахмана, его исчезновение и отсутствие известий от него с момента пропажи потверждают его убийство представителями власти в нарушение права на жизнь (ст.2 ЕКПЧ). Более того, отсутствие со стороны властей своевременного и тщательного расследования исчезновения Абдурахмана нарушает процедурную часть статьи о праве на жизнь. Заявители утверждают, что Россия не выполнила свое позитивное обязательство по защите жизни Абдурахмана; в соответствии со ст.13 они также заявили, что у них не было эффективных средств защиты в отношении этих нарушений ст.2. Помимо этого, заявители считают, что похищение Абдурахмана и его предполагаемое задержание являются нарушением права на свободу и безопасность (ст.5) в целом. В заключение заявители утверждают, что причиненные исчезновением Абдурахмана боль и страдания являются бесчеловечным обращением в соответствии со ст.3. Суд определил:

«сущностью данного нарушения является не столько сам факт «исчезновения» члена семьи, сколько реакция властей и их отношение к доведенной до их сведения ситуации

В возмещение морального ущерба г-же Абдурахмановой и г-же Абдулгамидовой была присуждена компенсация в размере 60 000 евро.

«Данное дело является очередным примером безнаказанности представителей силовых структур в широко распространенных на северном Кавказе случаях произвольных арестов и похищений людей. Решение Европейского суда по данному делу войдет в постоянно расширяющийся объем судебной практики, требующей от России предоставления пострадавшим семьям доступа к правосудию и возмещению ущерба, а также прекращения подобных практик.»

Проф.Филип Лич, директор, EHRAC

Искать на Refworld