
Продолжающиеся протесты в молдавской столице Кишиневе предоставляют еще 

одну возможность оценить способность российских государственных СМИ 

продвигать геополитические предпочтения Кремля. 

По утверждениям региональных аналитиков, Москва считает эти протесты 

очередными организованными Западом волнениями по евромайдановскому 

сценарию, которые представляют угрозу для национальных интересов России. В 

этой связи неудивительно, что российские вещатели и печатные СМИ стараются 

представить протесты в качестве проявления недовольства населения курсом 

Молдовы на интеграцию в Евросоюз. 

В опубликованной 9 сентября российским государственным новостным агентством 

«РИА Новости» статье председатель комитета Думы по делам СНГ Леонид 

Слуцкий заявил, что Евросоюз не может помочь решить экономические проблемы 

Молдовы. 

«Очевидно, что страна дошла до ручки, и ее народ настроен на разворот в сторону 

Востока», – сказал он. 

Высказанное Слуцким мнение – что ситуация для молдован улучшится только 

после того, как они образумятся и вернутся в лоно России – является основным 

лейтмотивом репортажей российских СМИ по поводу кишиневских событий. 

Например, в статье новостного агентства «ТАСС» приводятся слова председателя 

комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачева, 

призывающего молдаван «ориентироваться, прежде всего, на собственные 

интересы – экономические, политические и гуманитарные – которые ни в чем не 

противоречат российским, что бы там кто жителям Молдавии не пытался 

внушить». 

Другой основной темой репортажей российских СМИ являются якобы «гнусные и 

подлые» намерения Евросоюза и США. К примеру, в опубликованном газетой 

«Московский комсомолец» комментарии от 7 сентября утверждается, что целью 

протестов является дать «американцам» возможность «сохранить Молдавию в 

своей сфере влияния». 

Протесты начались 7 сентября, и с тех пор палаточный городок на площади 

Великого национального собрания в Кишиневе разросся с пары десятков до 

порядка 150. 

Протестующие смеются над утверждениями, что они разочаровались в идее 

интеграции с ЕС. Уроженец Кишинева 22-летний Марсель Лазарь, последние три 

года находившийся на учебе во Франции, говорит, что демонстрантами движет 

желание очистить правительство. «Этот протест связан совсем не с ЕС, а с 

экономической ситуацией в стране и «кражей столетия»», – отметил он, имея в 

виду разразившийся в 2014 скандал по поводу отмывания денег, в результате 

которого молдавские банки потеряли $1 млрд. 

Собравшиеся на площади участники акции протеста также отметают выдвигаемую 

российскими СМИ версию событий. «Демонстранты в прямом эфире смотрят 

программы телестанций из Молдовы и Румынии, а не России», – сказала одна 

женщина, назвавшаяся Аленой. 



«Все спрашивают нас, кто мы и чего хотим – союза с [членом ЕС] Румынией или 

сближения с Россией и Евразийским экономическим союзом? Мы не хотим ни того, 

ни другого», – заявил еще один участник акции, мужчина средних лет по имени 

Анатолий. 

Хотя российские СМИ, возможно, и не оказывают влияния на протестующих, их 

влияние на население в целом, особенно вне столицы, оценить намного сложнее. 

Учитывая недовольство действиями правительства в сфере экономики, не 

исключено, что многие жители Молдовы могут принять версию Кремля, 

распространяемую российскими СМИ. 

Молдавское правительство, несомненно, с подозрением относится к трансляциям 

российского телевидения. В Молдове половина кабельных каналов являются 

российскими. 

Во время дискуссии с лидерами протестующих 10 сентября премьер-министр 

республики Валерий Стрелец, судя по всему, объяснил отказ своего 

правительства уйти в отставку вмешательством российских СМИ. «Есть слишком 

много сил, заинтересованных в дестабилизации ситуации с целью сбить страну со 

стратегического курса на европейскую интеграцию», – приводит новостное 

агентство «Интерфакс» слова молдавского премьера. 

6 сентября в Молдову был запрещен въезд журналистам финансируемого 

Кремлем видео-новостного агентства Ruptly и прокремлевского телеканала 

Lifenews. Молдавские власти заявили, что журналисты не были аккредитованы. 

Российский новостной канал «Вести» подверг правительство Молдовы критике за 

нежелание допустить «объективное отражение событий». 

Градус напряженности между Молдовой и Россией может также подняться из-за 

сепаратистского Приднестровья. Молдавское министерство обороны опровергло 

многочисленные репортажи в российских СМИ о том, что военный атташе РФ в 

Кишиневе Виктор Телешев был якобы объявлен персоной нон грата за участие в 

праздновании 25-летней годовщины декларации независимости Приднестровья от 

Молдовы. 

Подобные действия со стороны Молдовы могут побудить Россию дать 

«ассиметричный» ответ, вроде «изменения порядка формирования [российских] 

миротворческих сил в Приднестровье», – написал 10 сентября политолог Евгений 

Крутиков в комментарии в консервативном издании «Взгляд». 

По словам одного украинского аналитика, сложно предугадать следующий шаг 

Москвы в отношении Молдовы. «[Президент России Владимир] Путин хочет 

понять, насколько и как готова Европа вмешиваться в конфликты стран, 

находящихся впритык к границам ЕС, – написал Виктор Каспрук 8 сентября в 

комментарии на сайте «Главное». – Он протестирует и саму Молдову, как она 

сможет себя защитить». 

 


