
В селе Мандра, расположенном в центральной части Молдовы, недавно 

разгорелась жаркая дискуссия. Предметом возникшего спора являлся вопрос о 

том, следует ли винить Россию в разжигании войны в соседней Украине. 

В соседней комнате по финансируемому Кремлем российскому «Первому каналу» 

шли новости, и большинство участников дискуссии сошлись на том, что Москву в 

этом конфликте следует считать альтруистическим героем. Ведь, как объяснили 

они, так говорят по телевизору. 

Подобный настрой, возможно, должен вызывать беспокойство у остальных 

молдаван, особенно у жителей столичного Кишинева. Учитывая, что и самой 

Молдове приходится иметь дело с пророссийскими сепаратистами, 

контролирующими отколовшееся от республики Приднестровье, некоторые 

опасаются, что конфликт России с Украиной может распространиться и на их 

страну. 

То, что российские телевизионные каналы выставляют Москву и пророссийских 

сепаратистов на востоке Украины доблестными поборниками справедливости, 

«стало теперь серьезной проблемой с точки зрения национальной безопасности, 

больше чем когда-либо раньше, – сказал Дионис Ченуса, политический аналитик в 

независимом кишиневском аналитическом центре «Экспертная группа». – В 

рамках не только одной конкретной деревни, но всей страны». 

Половина контента на кабельных сетях в Молдове – это ретранслируемые 

программы российских телеканалов. По официальным данным, кабельные сети 

охватывают 19% 1,13 млн домохозяйств страны. Чтобы смотреть российский 

«Первый канал» подписка на кабельное телевидение не требуется. 

В то же время, программы из Румынии, являющейся культурным родственником 

Молдовы и членом Евросоюза, составляют лишь 10% кабельного контента, 

сообщает Координационный совет по телевидению и радио Молдовы (КСТР). 

В соответствии с результатами исследования относительно свободы прессы в 

Молдове, проведенного в 2008 году организацией «Фонд Сороса – Молдова», 

широкая популярность российских каналов обусловлена несколькими факторами. 

Во-первых, количество программ на молдавском телевидении ограничено по 

причине нехватки средств. Кроме того, хорошее знание населением русского языка 

и «терпимые» регуляторные условия делают российские программы более 

привлекательными. [Прим. ред.: Фонд Сороса – Молдова является составной 

частью сети фондов Сороса. EurasiaNet.org функционирует под эгидой отдельной 

структуры данной сети, нью-йоркского фонда «Открытое Общество»]. 

В стране, где основным источником новостей является телевидение, популярность 

российских каналов оказывает значительное влияние на формирование 

общественного мнения. 

Многие жители села Мандра в 70 километрах к северо-западу от Кишинева 

искренне поддерживают точку зрения «Первого канала» по поводу Украины. 

Трансляция «Первого канала» ведется примерно на 96% территории Молдовы. 

Одна 68-летняя женщина, назвавшаяся Марией, сказала, что узнала из этих 

передач, что «Россия поступает хорошо и защищает своих граждан» в Украине. 

«Она должна защищать своих людей», – добавила она. 



Некоторые жители были бы не против, если бы Россия поступила так же и в 

Молдове, одной из беднейших стран Европы. «Раньше люди могли свободно 

поехать в Россию. Им было, где работать, но теперь мы бедны и помощи нет», – 

отметила 45-летняя Татьяна. 

Опросы общественного мнения указывают на то, что хотя российские СМИ, 

возможно, пользуются значительным влиянием, они, по всей видимости, начали 

его терять. В рамках опроса, проведенного в октябре 2014 года Международным 

республиканским институтом, вашингтонской организацией, занимающейся 

продвижением демократии, 40% из 1200 респондентов обвинили в украинском 

конфликте Россию, что на 12% больше, чем во время предыдущего схожего 

исследования, проведенного в июне. 

Правительство Молдовы, судя по всему, заняло двойственную позицию по вопросу 

о «Первом канале» и ретрансляции российских государственных СМИ. 

В октябре прошлого года КСТР наложил на три телеканала («Прайм», «ТВ7» и 

«РТР Молдова») максимальный штраф в размере 5 тыс леев (на тот момент 

порядка $345), а также на короткий срок приостановил показ рекламы на канале 

«РЕН-ТВ Молдова», за ретрансляцию российских программ, которые якобы 

«имели явный антиукраинский характер» и искажали действия украинского 

правительства. 

Ранее КСТР запретил трансляцию в Молдавии российского государственного 

канала «Россия 24» до 1 января 2015 года. После истечения срока его действия 

запрет продлен не был. Учитывая, что ориентирующееся на Запад новое 

коалиционное правительство Молдовы теперь зависит от бывшей некогда 

промосковской Коммунистической партии, прочие подобные действия пока не 

ожидаются. 

По сравнению с введенным в Украине запретом на ретрансляцию российских 

государственных телеканалов меры правительства Молдовы «почти шутка, если 

посмотреть с финансовой точки зрения», отметила с усмешкой Алина Раду, 

эксперт в сфере СМИ и главный редактор специализирующейся на журналистских 

расследованиях газеты Ziarul de Gardă. 

«Молдове следует быть более твердой, – считает она. – Такой же твердой, какой 

была Россия, когда ввела эмбарго на наши фрукты, вино, мясо» в 2006 и 2013 гг. 

по причине решения Кишинева подписать договор об ассоциации с Евросоюзом. 

Тот факт, что молдавские политики имеют финансовые и прочие интересы, 

связанные с ретранслирующими российские программы телеканалами, частично 

объясняет двойственную позицию правительства, утверждает Раду. Любое 

согласие на ограничение ретрансляции «означает, что они должны бороться с 

собой, разрушать свой бизнес, что неудобно». 

Вышеупомянутые телевизионные станции не ответили на критику со стороны 

общественности. 

В селе Мандра вопросы о влиянии телевидения не считаются наиболее важными 

проблемами, стоящими перед Молдовой. «Бедность, безработица, коррупция … 

вот вопросы национальной безопасности … не российские телеканалы», – сказал 

53-летний житель Виктор Пантелеи. 



 


