Кремль пытается репрессиями задушить независимую журналистику и антивоенное движение – Amnesty International
Издатель | Международная Амнистия (Amnesty International) |
Дата публикации | 10 марта 2022 |
Цитировать как | Международная Амнистия (Amnesty International), Кремль пытается репрессиями задушить независимую журналистику и антивоенное движение – Amnesty International, 10 марта 2022, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/6234df373d8.html [последняя дата доступа 11 апреля 2022] |
Оговорка | Данный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов. |
Независимые СМИ закрыты, более 150 журналистов уехали из страны
Facebook и Twitter запрещены
Новый закон предусматривает наказание за независимое освещение войны в виде лишения свободы вплоть до 15 лет: слово «война» и призывы к миру фактически запрещены
С 24 февраля на антивоенных митингах было произвольно задержаны более 13 800 человек
После вторжения в Украину российские власти развязали беспрецедентную кампанию репрессий в отношении независимой журналистики, антивоенных протестующих и инакомыслящих, заявила сегодня Amnesty International.
Власти практически полностью лишили людей в России доступа к объективной, беспристрастной и достоверной информации, заблокировав самые популярные критически настроенные СМИ, закрыв независимую радиостанцию и заставив десятки журналистов уехать из страны. Роскомнадзор также заблокировал доступ к Facebook и Twitter.
«Два десятилетия российские власти вели необъявленную войну против журналистов, выражавших независимые взгляды - арестовывали журналистов, разгоняли редакции независимых новостных изданий и заставляли владельцев СМИ вводить самоцензуру. Но после того, как российские танки вошли в Украину, власти перешли к стратегии выжженной земли, которая превратила российское медиапространство в пустыню», - заявила Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии.
После того, как российские танки вошли в Украину, власти перешли к стратегии выжженной земли, которая превратила российское медиапространство в пустыню
Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии
Закрыты критические СМИ и социальные сети
С начала вторжения Роскомнадзор начал вводить цензуру военного времени, чтобы заставить замолчать инакомыслящих. Двадцать четвёртого февраля регулятор приказал всем СМИ использовать только официальные, одобренные государством источники информации, а в противном случае угрожал жестокими наказаниями за распространение «фейковых новостей». Слова «война», «вторжение» и «нападение» запретили употреблять при описании военных действий России в Украине.
Двадцать восьмого февраля Роскомнадзор блокировал телеканал «Настоящее время», дочернюю организацию «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», за распространение «недостоверной» информации о вторжении. К первому марта почти все украинские новостные агентства были уже недоступны для пользователей интернета в России.
За следующие дни Кремль подверг беспощадной цензуре множество независимых СМИ, в том числе телеканал «Дождь», радиостанцию «Эхо Москвы», находящуюся в Латвии «Медузу», критические новостные российские издания «Медиазона», Republic и «Собеседник», интернет-ресурс, посвящённый гражданскому активизму, Activatica и русскоязычные службы BBC, «Голоса Америки» и Deutsche Welle.
Блокировка новостных сайтов и угроза уголовного преследования привела к настоящему исходу журналистов из России
Блокировка новостных сайтов и угроза уголовного преследования привела к настоящему исходу журналистов из России. По сведениям «Агентства», интернет-издания, занимающегося журналистскими расследованиями, которое сейчас недоступно в России, с начала войны из страны уехало как минимум 150 журналистов.
Телеканал «Дождь» решил приостановить трансляцию, опасаясь репрессий. Znak.com, важное новостное региональное издание, приостановило свою работу, сославшись на цензурные ограничения. Радио «Эхо Москвы» отключили от эфира, а вскоре после этого владельцы с государственным участием приняли решение ликвидировать радиостанцию. Даже «Новая газета», одно из самых известных независимых СМИ в стране, которой руководит лауреат Нобелевской премии мира Дмитрий Муратов, объявила 4 марта, что удалит статьи о российском вторжении в Украину.
С 1 марта Роскомнадзор начал замедлять трафик Facebook и Twitter, обвинив перед этим обе компании в распространении «недостоверной» информации о вооружённом конфликте в Украине. А 4 марта обе социальные сети были заблокированы.
«Свободная пресса в России не умерла, несмотря на упорные усилия властей. Отважные журналисты продолжают свою важнейшую работу, но уже не в своих редакциях, а за границей, разбросанные по всему миру. Их репортажи нельзя увидеть по телевизору или услышать по радио, но они продолжают говорить правду на Youtube. Их слова исчезли со страниц газет, но теперь разносятся по миру через телеграм-каналы. Мы должны ценить важнейшие новости и сообщения, написанные этими журналистами, и распространять их», - отметила Мари Стразерс.
Отважные журналисты продолжают свою важнейшую работу, но уже не в своих редакциях, а за границей, разбросанные по всему миру
Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии
Использование законов об «иностранных агентах» и «нежелательных организациях»
Российские власти также используют репрессивные законы для давления на СМИ и критиков режима. Пятого марта два интернет-издания, занимающиеся журналистскими расследованиями, «Важные истории» и Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) были внесены в реестр «нежелательных организаций», что означает уголовную ответственность за продолжение деятельности и запрет на работу в России.
Девятого марта в Государственную Думу был внесён новый законопроект о создании «единого реестра» всех бывших и действующих сотрудников или членов НКО, общественных объединений и СМИ, а также всех физических лиц, объявленных «иностранными агентами».
Разгон антивоенных протестов
Несмотря на введение жесточайших ограничений и беспощадные действия полиции в ответ на мирные протесты, российское антивоенное движение живо - люди продолжают выходить на улицы и проводить митинги, хотя власти немедленно и жестоко их разгоняют.
По информации правозащитной НКО «ОВД-Инфо», с 24 февраля по всей России после антивоенных митингов было произвольно задержано около 13 800 мирных протестующих. В их число входит и более 5000 мирных протестующих, которых задержали в 70 городах за один только день, 6 марта.
Задержанные в России регулярно подвергаются избиениям, унижениям и другим формам жестокого обращения. Многие рассказали, что им отказывали в доступе к адвокату, а также не давали воды, еды и постельных принадлежностей.
В одном конкретном случае в московском ОВД «Братеево» 6 марта протестующая записала, как полицейский говорит ей: «Всё. Путин на нашей стороне. Вы враги России. Вы враги народа». А потом, пока её таскали за волосы и били по лицу пластиковой бутылкой с водой, говорил: «Сейчас убьём вас здесь и всё. Дело в шляпе. Ещё премию за это получим».
«Смелые люди, выступающие в России против войны, подвергаются серьёзной опасности. Когда они выходят на улицы, что уже по мнению властей является преступлением, и требуют прекратить войну, то их лозунги настолько резко контрастирует с государственной пропагандой, что они сразу становятся мишенью для правоохранительных органов. Эти люди заслуживают восхищения за то, что осмеливаются открыто выступать против вторжения», - подчеркнула Мари Стразерс.
Смелые люди, выступающие в России против войны, подвергаются серьёзной опасности
Мари Стразерс, директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии
Уголовные преследования за «фейки»
Четвертого марта Госдума приняла законопроект об уголовном наказании за распространение «заведомо ложной информации» о действиях вооружённых сил РФ или «дискредитирующей» российские войска. Человеку, обвинённому в совершении этих «преступлений», грозит огромный штраф или лишение свободы на срок до 15 лет. За три последующих дня более 140 людей были задержаны по новому закону, фактически запрещающему использование слова «война» и призывы к миру.
«Когда настают такие тёмные времена только солидарность и добрая воля могут противостоять натиску государственного насилия и разгулу беззакония. Мы призываем российские власти прекратить безжалостное преследование организаций гражданского общества и журналистов. И мы просим международное сообщество оказать всю возможную поддержку российским журналистам, правозащитникам и активистам, которые продолжают говорить правду и бороться с несправедливостью, невзирая на все опасности», - сказала Мaри Стразерс.