
Кыргызстан 

 

Статус: Не свободная 

Правовая среда: 20 

Политическая среда: 29 

Экономическая среда: 20 

Общая оценка: 69 

 

Год издания обзора 2007 2008 2009 2010 2011 

Общая оценка, Статус 67, не св 70, не св 72, не св 73, не св 70, не св 

 

В 2011 году свобода СМИ в Кыргызстане продолжает сталкиваться с трудностями 

как следствие после насильственного свержения президента Курманбека Бакиева и 

этнических беспорядков на юге страны в 2010 году. Временное правительство во главе с 

исполняющей обязанности президента Розой Отунбаевой, управляли страной до конца 

2011 года, когда был избран президентом бывший премьер-министр Алмазбек Атамбаев. 

Тогда, условия несколько улучшились для киргизско-язычных средств массовой 

информации, в то время как на юге Кыргызстана, этнические узбекские журналисты были 

избиты и арестованы, и узбекскому населению продолжают отказывать в трансляции на 

своем родном языке. 

Свобода слова и прессы гарантируется в Конституции Кыргызстана и в законах 

страны, но на практике, доступ к этим свободам является неустойчивым и 

непоследовательным. В 2011 году, Кыргызстан отменил уголовную ответственность как 

за клевету, в результате чего законы стали соответствовать пересмотренной конституции 

утвержденной в 2010 году, однако статью об оскорблении государственных служащих, 

так и не исключили из Уголовного кодекса. Доступ к публичной информации 

гарантируется законом, но исследование 2010 года, проведенное Институтом открытого 

общества обнаружило, что закон малоизвестен, редко используется и информация часто 

без оправдания выставляется по грифом "секретно". Для работы, все СМИ должны 

регистрироваться, но в то же время с 2006 года уполномоченными органами не было 

одобрено ни одной заявки на получение лицензии. Независимые журналисты, 

освещающие политически чувствительные вопросы, как коррупция власти и незаконная 

приватизация государственных компаний столкнулись с преследованием со стороны 

агрессивных налоговых инспекторов, сотрудников служб безопасности, а также 

государственным антимонопольным комитетом. 

Закон, принятый парламентом во время Бакиева и реализованный в 2010 году 

правительством Отунбаевой, когда Государственная телерадиокомпания (ГТРК) была 

преобразована в Ощественную телерадиовещательную корпорацию. В наблюдательный 

совет канала были назначены независимые журналисты и представители гражданского 

общества. Однако, в июне 2011 года парламент принял закон, позволяющий распускать 

наблюдательный совет и самому переназначать новых членов совета. Отдельно в сентябре 

2011 года парламент проголосовал за отмену президентского вето на закон, который 

преобразовал Пятый канал в парламентский. Этот шаг был предпринят после того, как в 

споре между парламентом и представителями Пятого канала, у которого законодательный 

орган пытался аннулировать аккредитацию тот ответил негативным освещением членов 

парламента. 

В течение месяца до президентских выборов, состоявшихся в октябре 2011, 

кыргызстанским телеканалам и кабельным операторам было официально запрещено 

ретранслировать иностранные программы новостей, которые потенциально могли влиять 

на исход выборов, наложив штраф в 100 000 долларов. Телекомпаниям была 

предоставлена возможность редактирования сегментов, относящихся к кыргызской 

политике, однако, учитывая высокую стоимость редактирования, большинство просто 



вырезали все иностранные программы. Этот шаг был призван ограничить возможности 

российских средств массовой информации влиять на кыргызских избирателей. 

Этнические столкновения в южном регионе Ош в июне 2010 года привели к 

ограничениям узбекоязычных средств массовой информации, включая распоряжение 

региональных властей для двух независимых станций, владельцы которых были  

этническими узбеками - Ош ТВ и Мезон ТВ прекратить вещание. Мезон ТВ оставалась 

закрытой в 2011 году, в то время как у Ош ТВ поменялись владельцы, которые более не 

транслируют передачи на узбекском языке и не освящают критику на региональных 

чиновников. В октябре 2011, на юге Кыргызстана состоялся суд над двумя бывшими 

владельцами этих станций Мезон ТВ Жавлоном Мирзаходжаевым и Ош ТВ Халилом 

Худайбердиевым, который приговорил их к длительным срокам тюремного заключения. 

Люди же, которые бежали из страны, опасаясь возмездия, были признаны виновными 

заочно в разжигании межнациональной розни во время этнических беспорядков 2010 

году. 

Азимжон Аскаров, который иногда писал статьи для регионального новостного 

сайта Голос Свободы, который в 2010 году во время этнического насилия был запечатлен 

на видео, был арестован в июне 2010 по обвинению в разжигании межнациональной 

розни, а также в соучастии в убийстве милиционера - этнического кыргыза. В декабре 

2011 года Верховный суд оставил в силе пожизненный приговор, вынесенный в сентябре 

2010 года судом низшей инстанции, несмотря на просьбы местных, региональных и 

международных правозащитников, который утверждали, что Аскаров стал мишенью, из-

за критического освещения злоупотреблений со стороны милиции. 

В 2011 году не было убито ни одного журналиста, однако, было зарегистрированы 

несколько случаев нападений, как и в предыдущие годы. В августе на кыргызского 

гражданина, этнического узбека Шохруха Саипова, редактора и издателя сайта новостей 

UzPress, напали неизвестные, когда тот прибыл в г.Ош. Он приходится братом Алишера 

Саипова, известного журналиста с юга Кыргызстана, убийство которого в 2007 году так и 

осталось не раскрытым. UzPress опубликовал комментарии об этнической напряженности 

между кыргызами и узбеками. Другой случай, когда Бишкеке в мае 2011 сторонники из 

националистической организации Асаба угрожали репортерам некыргызской нации, 

работающим в информационном агентстве www.24.kg. В июне, журналисты Владимир 

Садыков и Чинара Безбородова из бишкекского телеканала НТС были госпитализированы 

после тяжелых телесных повреждений и ушибов во время протестов организованных 

партией Ата Журт в городе Ош. 

В мае 2011, парламентской резолюцией был запрещен въезд в страну Киммо 

Кильюнену, бывшему члену парламента Финляндии, председателю Независимой 

международной комиссии по расследованию событий на юге Кыргызстана во время 

этнического конфликта июне 2010. Данное решение было основано на претензии к 

публикации Кильюнена, в том, что опубликована неполная информация, касающаяся 

реакции правительства Кыргызстана на этнические столкновения. Другой парламентской 

резолюцией была попытка цензуры путем блокирования через руководящие 

правительственные учреждения, других версий событий июня 2010 опубликованных на 

независимом новостном сайте Ferghana.ru. Однако, на конец 2011 года сайт остается 

доступным. 

Регулярно публикуются около 50 газет и журналов с различной степенью 

независимости. Около 50 государственных и частных теле - и радиостанции работают в 

стране, на двух государственных телеканалах, вещающих на всю страну. Несколько лет 

назад, независимая типография в ведении местной неправительственной организации 

Центр поддержки СМИ превзошла государственную типографию - Учкун, как ведущий 

издатель газет в стране. Государственные средства массовой информации получают 

выгоду от государственных субсидий. Тем не менее, способность власти использовать 



рекламу, чтобы влиять медиа контент отступила, так как появилось больше частных 

источников дохода от рекламы. 

В 2011 году, в интернете произошло значительное увеличение кыргызко-язычного 

новостного контента. Новые новостные Интернет сайты, как Barakelde.org, Akipress.org, 

24.kg, и Kloop.kg, платформы для блогов Живой журнал и Twitter, а также форумы, как 

Diesel.kg, обеспечивают живые альтернативные источники новостей для тех у кто есть 

доступ в Интернет. В 2010 около 20 процентов населения имели доступ в Интернет. 

Однако за пределами городов доступ к нему остается ограниченным. Примерно половина 

пользователей пользуется Интернетом через контролируемый государством 

Кыргызтелеком, создавая потенциал для государственного влияния на среду. Все больше 

граждан Кыргызстана пользуются доступом в Интернет через мобильные телефоны, 

новый бесплатный СМС сервис Куш Кабар предоставляет бесплатные мобильные 

новости. 


