
13 января 2017

УКРАИНА

Независимый российский телеканал “Дождь” запрещен в
Украине

Репортеры без границ (РБГ) осудили решение властей Украины прекратить
трансляцию на своей территории российского независимого канала “Дождь”.

12 января 2017 года Национальный совет Украины по вопросам телевидения и
радиовещания   запретил вещание в Украине российского независимого канала “Дождь”.
Национальные операторы получат один месяц для того, чтобы выполнить это решение
после его официальной публикации 16 января. Украинский регулятор обвиняет
телеканал в том, что он нарушил территориальную целостность Украины, представляя
в своих программах Крым как территорию России, а также нарушил ограничения
связанные с рекламой для некоторых зарубежных телеканалов.

Критически настроенный по отношению к политике Кремля телеканал до последнего
времени был широко представлен в Украине, где находилось до четверти его
аудитории.

"Даже если регулятор установил факт нарушения украинского законодательства, ничто
не оправдывает столь радикальную меру, как запрет “Дождя”. С точки зрения
международных стандартов, это - нарушение свободы прессы, которое не является ни
необходимым, ни соразмерным, - считает руководитель отдела РБГ по Восточной
Европе и Центральной Азии Йоханн Бир, - независимые СМИ играют жизненно важную
роль для поддержания связей между разделенным войной и пропагандой населением.
Мы призываем украинские власти пересмотреть свое решение как можно скорее”.

В соответствии со статьей 19 ратифицированного Украиной Международного пакта о
гражданских и политических правах, свобода слова может быть ограничена только
тогда, когда подобное ограничение обосновано не только с юридической точки зрения,
но и является правомерным и необходимым для демократического общества.

“Дождь”, телеканал на который оказывается давление в России

Единственный независимый российский федеральный телеканал “Дождь” находится
под сильным давлением в его собственной стране. В 2014 году он был исключен из
основных российских спутниковых и кабельных пакетов и выселен из занимаемого им
помещения из-за чего потерял большую часть аудитории и рекламодателей. В
соответствии с ужесточённым недавно законом “о сепаратизме”, квалификация Крыма
в качестве территории Украины карается в России лишением свободы. Дождь не имел

https://rsf.org/en/news/unprecedented-offensive-against-independent-tv-station
https://www.article19.org/pages/en/limitations.html
https://tvrain.ru/news/nats_po_ukraina-425256/


иного выбора, кроме как подчиниться этому требованию. Однако это не мешает ему
считать присоединение полуострова к России аннексией и продолжать критически
освещать российскую политику, связанную с Украиной.

"Суровый протест Кремля против запрета Украиной вещания “Дождя” заставляет лишь
улыбаться, так как ранее этот телеканал был изгнан с большей части российских
экранов, - напоминает Йохан Бир, - если Москва действительно стремится к свободе
прессы, она может начать со снятия ограничений, которые существуют в России для
“Дождя” и других российских независимых средств массовой информации”.

Перегибы информационной войны в Украине

РБГ регулярно критикует нападки на свободу прессы в Украине, которые совершаются
под флагом “сопротивления российской пропаганде”. Пятого января активисты
объединения ветеранов "Рапира" ворвались в помещение кабельного оператора Клён в
г. Черноморск. Одетые в военную форму, используя угрозы, они требовали и в
результате добились того, чтобы оператор немедленно прервал в регионе трансляцию
“Дождя”.

30 декабря 2016 года президент П. Порошенко подписал закон, который обязывает
получать предварительное разрешение на ввоз книг из России и вводит в
законодательство понятие "рекламы или пропаганды государства-агрессора”.

"Мы ожидаем от украинских властей, что они будут отстаивать свободу прессы от
маргинальных активистов, а не поддерживать их. Правомерная борьба с российской
пропагандой никоим образом не оправдывает нетерпимости или ослабления
плюрализма”, - заключает Йохан Бир.

Даже после его удаления из кабельных каналов, “Дождь” остается доступным в
Интернете по подписке. Украина и Россия занимают соответственно 107 и 148 место из
180 во всемирном рейтинге свободы прессы за 2016 год, опубликованным РБГ.

https://rsf.org/en/ranking
https://rsf.org/en/news/ukraine-rsf-condemns-leak-journalists-personal-details
https://rsf.org/en/news/arson-attack-latest-escalation-against-inter-tv
https://rsf.org/en/news/rwb-opposes-creation-information-ministry
http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=60012
https://www.youtube.com/watch?v=K_uOCzr7MJY&feature=youtu.be

