Афганистан: в результате конфликта число внутренне перемещенных лиц удвоилось за три года
Издатель | Международная Амнистия (Amnesty International) |
Дата публикации | 31 мая 2016 |
Цитировать как | Международная Амнистия (Amnesty International), Афганистан: в результате конфликта число внутренне перемещенных лиц удвоилось за три года, 31 мая 2016, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/5751884a4.html [последняя дата доступа 8 ноября 2021] |
Оговорка | Данный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов. |
Число афганцев, которые бежали, спасаясь от насилия, или оказались в западне в своей собственной стране - где им приходится буквально выживать - удвоилось за последние три года, - подчёркивает в своём новом докладе Amnesty International.
Сегодня в Афганистане 1,2 миллиона внутренне перемещённых лиц - налицо шокирующий рост с примерно 500 000 человек в 2013 году. Афганцы уже образуют одну из самых многочисленных групп беженцев в мире; общее число граждан Афганистана, проживающих за пределами страны, оценивается в 2,6 миллиона человек.
Новый доклад Amnesty International «Этой зимой мои дети умрут: Афганистан не выполнил то, что обещал своим перемещённым гражданам» по-новому освещает истории людей, ставших жертвами войны; о них забыли - бежав из своих домов, они остаются перемещёнными лицами в границах своей страны.
«В то время как интерес мирового сообщества к Афганистану, похоже, слабеет, мы рискуем забыть об участи тех, кто остался ни с чем в результате этого конфликта», - заявила Чампа Пател, директор региональной программы Amnesty International по Южной Азии.
«Даже покинув свои дома в поисках безопасности, всё большее число афганцев прозябают в ужасающих условиях в своей собственной стране, и их борьбе за выживание не видно конца».
Исследование, проведённое Amnesty International, показало, что несмотря на обещания, которые раздавали сменяющиеся правительства Афганистана, внутренне перемещённые лица (ВПЛ) в Афганистане по-прежнему не имеют надлежащего жилья, еды, воды, доступа к медицинской помощи, возможности получить образование и найти работу.
«Даже животное не стало бы жить в такой лачуге, а нам приходится», - сказал Amnesty International Мастан, 50-летний мужчина, живущий в лагере в Герате. «Лучше бы меня посадили в тюрьму, чем жить здесь; там по крайней мере мне не надо было бы заботиться о еде и крыше над головой».
Ситуация с перемещёнными лицами за последние годы резко ухудшилась, помощь сокращается, всё труднее достать самые насущные вещи, например, продукты питания.
Новая политика в отношении ВПЛ, принятая в 2014 году, могла бы стать спасением для перемещённых лиц, однако едва ли она она будет реализована в полном объёме; все усилия сводят на нет распространённая, как утверждается, коррупция, недостаточные возможности афганского правительства и затухающий интерес со стороны международного сообщества.
Принудительные выселения
Несмотря на обещания властей Афганистана улучшить условия, в которых проживают ВПЛ, Amnesty International установила, что принудительные выселения грозят им ежедневно - и от структур, подчинённых правительству, и со стороны частных лиц.
Восемнадцатого июня 2015 года, в первый день Рамадана, группа вооружённых людей в камуфляже угрожала бульдозерами сравнять с землёй строения в лагере Чаман-э-Барбак в Кабуле. Пожилой мужчина, протестовавший против насильственного выселения, попытался обратиться к находившимся неподалёку сотрудникам полиции с просьбой остановить бульдозеры. Вооружённые люди избили его, что спровоцировало волнения.
По заявлениям живущих в лагере, в ответ полиция и вооружённые люди открыли по ВПЛ огонь, убив двоих и ранив 10 человек. Одним из раненых был 12-летний мальчик. Расследования этих событий не проводилось, никто не был привлечён к ответственности.
Существование на грани выживания
Большая часть общин ВПЛ лишена доступа к базовой медицинской помощи в стационарах. В связи с тем, что организуемая НКО или правительством помощь в передвижных госпиталях доступна лишь время от времени, ВПЛ остаётся прибегать к частной медицинской помощи, которую они зачастую не могут себе позволить.
«Если я заболею, мне придётся просить у кого-нибудь денег, чтобы обратиться в частную клинику», - сказал Amnesty International пятидесятилетний мужчина в Герате. «Другого выхода у нас нет».
Не имея постоянного источника доходов, ВПЛ вынуждены влезать в значительные долги. В одном случае, как сообщили Amnesty International, отец вынужден был взять в долг 20 000 афгани (292 доллара США), чтобы заплатить за операцию для своего сына. «[Это] огромная сумма для нас», - сказал он.
На словах соглашаясь, что ВПЛ имеют право обращаться за помощью и получать продовольствие, воду, одежду, подтверждая в рамках политики 2014 года свои обязательства по международному праву, на деле правительство Афганистана оказалось неспособно обеспечить ВПЛ удовлетворение их самых насущных потребностей. Люди вынуждены ежедневно проделывать длинный путь, чтобы добыть воды, и бороться за то, чтобы хотя бы один раз в день поесть.
«Продовольствие здесь - это роскошь, которую никто не может позволить себе», - сказал Раз Мухаммад, лидер общины в Кабульском лагере Чаман-э-Барбак. «Мы по большей части живём на хлебе и гнилых овощах с рынка. Последний раз мы получали продуктовую помощь прошлой зимой, нам тогда дали три мешка пшеницы».
Дети ВПЛ с тех пор, как они были вынуждены покинуть свои дома, не получают никакого образования, среди взрослых царит хроническая безработица.
«Внутренне перемещённые лица не должны страдать от какой-либо дискриминации», - отметила Чампа Пател. «Им необходимо обеспечить такой же доступ к образованию и возможности трудоустройства, как и у других афганцев».
В рамках политики в отношении ВПЛ провозглашается, что ни один перемещённый ребёнок не может быть лишён образования, даже если у него нет для этого самого необходимого - учебников, школьной формы и других образовательных принадлежностей.
На практике, однако, финансовые проблемы, которые тяжким грузом лежат на ВПЛ, приводят к тому, что дети часто работают, чтобы прокормить свои семьи - например, моют машины, чистят обувь или собирают пластиковую тару, чтобы сдать её на переработку.
«Финансовые тяготы, с которыми сталкиваются перемещённые семьи, всё время усугубляются», - подчеркнула Чампа Пател. «Они потеряли свои традиционные источники средств к существованию, у них совсем немного возможностей подработать; женщины при этом работать не могут, а дети эксплуатируются и не получают образования».
Политика в отношении ВПЛ: нарушенные обещания
Политика в отношении ВПЛ 2014 года на бумаге прописывает их права и содержит план конкретных действий, которые должно было выполнить правительство Афганистана. План, однако, не оправдал возложенных на него ожиданий, и особой пользы перемещённым лицам не принёс.
Есть много причин, из-за которых выполнение плана было сорвано, одна из них - отчаянная нехватка у правительства Афганистана ресурсов и опыта во всём, что касается ВПЛ. Министерство по делам беженцев и репатриации, в обязанности которого входила координация выполнения политики в отношении ВПЛ, испытывает острую нехватку ресурсов и уже много лет сталкивается с обвинениями в коррупции.
В то же время международное сообщество - после того, как правительство Афганистана оказалось не в силах решить эту проблему - не предприняло в этой связи тех шагов, которые могло бы предпринять. В связи с тем, что всеобщее внимание (и средства на гуманитарную помощь) приковывают к себе новые кризисы, помощь Афганистану сокращается. В 2016 году ООН запросила на цели гуманитарного финансирования Афганистана 393 миллиона долларов США - самый низкий показатель за все последние годы, и это несмотря на тяжёлую гуманитарную ситуацию. По состоянию на май было выделено менее четверти запрошенных средств.
Рекомендации
Amnesty International призывает власти Афганистана и международное сообщество немедленно обеспечить самые насущные потребности перемещённых лиц. Кроме того, правительство Афганистана должно сделать реализацию политики в отношении ВПЛ своим приоритетом и обеспечить выделение средств, необходимых для её реального воплощения.
Ключевые международные силы, действующие в Афганистане, также должны сделать больше для того, чтобы обеспечить соблюдение прав человека в отношении перемещённых лиц, и выделить больше средств, опытных сотрудников и ресурсов на реализацию политики в отношении ВПЛ.
«Все стороны, вовлечённые в события, происходившие в Афганистане в течение последних 15 лет, несут ответственность за то, чтобы собраться и удостовериться в том, что те самые люди, которым международное сообщество задумало помочь, не брошены ещё безжалостнее на произвол судьбы», - заявила Чампа Пател.