Кыргызстан: Барьеры на пути к образованию для детей с инвалидностью
Издатель | Хьюман Райтс Вотч |
Дата публикации | 9 декабря 2020 |
Цитировать как | Хьюман Райтс Вотч, Кыргызстан: Барьеры на пути к образованию для детей с инвалидностью, 9 декабря 2020, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/5fdc6b2a7.html [последняя дата доступа 9 ноября 2021] |
Оговорка | Данный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов. |
Тысячи детей с инвалидностью в Кыргызстане подвергаются сегрегации, находясь в интернатных учреждениях и порой сталкиваясь с пренебрежительным отношением, ненадлежащим лечением и дискриминацией, отмечается в новом докладе Human Rights Watch, публикация которого приурочена к международному Дню прав человека.
74-страничный доклад «Требуя инклюзии: институционализация и барьеры на пути к образованию для детей с инвалидностью в Кыргызстане» документирует, как детям с инвалидностью нередко отказывают в качественном инклюзивном образовании, которое предполагает совместное с детьми без инвалидности обучение в общеобразовательной школе. Human Rights Watch установлено, что дети с инвалидностью должны проходить дискриминационное обследование в государственных организациях, заключение которых часто приводит к сегрегации ребенка в спецшколе или дома. В 2019 г. Кыргызстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов.
«Правительство Кыргызстана взяло на себя обязательство обеспечить доступность инклюзивного образования, то есть сделать так, чтобы дети с инвалидностью имели возможность учиться в общеобразовательной школе по месту жительства, - говорит Лора Миллз, исследователь Human Rights Watch и автор доклада. - Однако, государству все еще предстоит претворить это обещание в реальность для детей по всей стране».
В период с октября 2019 г. по июль 2020 г., Human Rights Watch проинтервьюировала 111 человек, включая детей и молодых людей с инвалидностью, учителей и сотрудников интернатных учреждений и спецшкол, родителей детей с инвалидностью и активистов за права людей с инвалидностью. Мы также посетили шесть интернатных учреждений и спецшкол для детей с инвалидностью в четырех регионах страны.
В ходе исследования выяснилось, что интернатные учреждения недостаточно укомплектованы персоналом для ухода за детьми с инвалидностью, что приводит к отсутствию заботы или индивидуального внимания. Дети подвергаются сегрегации по виду инвалидности, что является дискриминационной практикой.
Human Rights Watch также задокументировала регулярное использование персоналом интернатных учреждений психотропных препаратов и принудительной психиатрической госпитализации в качестве средств контроля поведения или наказания детей.
В одном из интернатных учреждений для детей с инвалидностью врач рассказал, как мальчика отправили в психиатрическую больницу за поведение, которое не понравилось персоналу учреждения. Наш собеседник признал риски медикаментозной терапии для детей: «Там [в психиатрической больнице] может быть передозировка успокоительными, но у них есть реанимация, поэтому могут реанимировать».
Ни в одном из посещенных нами интернатных учреждений не было доступной и конфиденциальной системы подачи жалоб, что означало, что дети были лишены возможности сообщать о недозволенном обращении или об отсутствии заботы.
Правительство еще в 2012 г. обещало закрыть 17 детских интернатных учреждений, в том числе три - для детей с инвалидностью. Однако по сей день в учреждениях остается 3 тыс. детей с инвалидностью и, за все это время была закрыта только одна спецшкола-интернат.
Обследованием детей с вынесением рекомендаций, которые в зависимости от характера инвалидности ребенка могут препятствовать его обучению в общеобразовательной школе или оставлять его вообще без какого-либо образования, занимаются две системы государственных комиссий. Комиссия в психолого-медико-педагогической консультации в составе врачей и педагогов зачастую рекомендует ребенку с инвалидностью обучение в спецшколе или домашнее обучение. Аналогичные рекомендации, вплоть до признания ребенка неспособным к обучению, может выносить медико-социальная экспертная комиссия, состоящая только из медиков.
Заключения таких комиссий формально имеют статус рекомендаций, однако нами установлено, что при рекомендованном обучении в спецшколе или дома общеобразовательная школа зачастую отказывает ребенку с инвалидностью в зачислении.
Human Rights Watch задокументировано, что дети, которые живут дома, в том числе те, которых родители забрали из интернатного учреждения, сталкиваются с серьезными дискриминационными барьерами на пути к обучению в общеобразовательной школе.
Одним из важнейших факторов, препятствующих инклюзивному образованию, является отсутствие физической доступности общеобразовательных школ или необеспечение детям с инвалидностью необходимой поддержки в школе. В силу отсутствия такой поддержки и разумного приспособления многие родители могут быть вынуждены сопровождать ребенка в школе, помогая ему перемещаться по этажам, пользоваться туалетной комнатой или читать то, что написано на доске.
Многие дети с инвалидностью находятся на домашнем обучении, однако родители рассказывали, что учителя приходят только на несколько часов и зачастую не обладают подготовкой для занятий с ребенком с особыми образовательными потребностями.
В интернатных учреждениях и спецшколах дети получают очень скудное образование или вообще его не получают.
Ограниченная доступность общеобразовательных школ для детей с инвалидностью является дискриминационной и нарушает законодательство Кыргызстана и международное право, отмечает Human Rights Watch. Государственные ведомства должны прекратить сегрегацию детей и должны сосредоточиться на определении и обеспечении индивидуальной поддержки, или разумного приспособления, в интересах удовлетворения образовательных потребностей каждого ребенка. Международные обязательства Кыргызстана в области прав человека признают за каждым ребенком с инвалидностью право жить в местном сообществе и расти в семейном окружении.
Власти Кыргызстана должны приоритизировать обеспечение детям с инвалидностью инклюзивного образования, несмотря на текущий политический и конституционный кризис в стране.
Правительство должно ликвидировать или реформировать организации, блокирующие доступ к качественному инклюзивному образованию для детей с инвалидностью. Необходимо разработать четкий план-график закрытия детских интернатных учреждений, в том числе для детей с инвалидностью, и развивать услуги на базе местного сообщества, которые помогали бы детям расти в семейном окружении. В переходный период власти должны оградить детей в интернатных учреждениях от отсутствия заботы и ненадлежащего лечения и обеспечить наличие доступных механизмов обращения с жалобами.
«Успешное закрытие интернатных учреждений для детей с инвалидностью в Кыргызстане невозможно без первоочередного устранения препятствий, отсекающих детей от общеобразовательной школы по месту жительства, - говорит Миллз. - Правительство должно обеспечить детям с инвалидностью возможность учиться вместе со сверстниками и оказать им в этом необходимую поддержку».