Последнее обновление: Пятница, 05 ноября 2021, 12:50 GMT

Всемирный доклад 2013 - Сирия

Версия на английском World Report 2013 - Syria
Издатель Хьюман Райтс Вотч
Дата публикации 31 января 2013
Цитировать как Хьюман Райтс Вотч, Всемирный доклад 2013 - Сирия, 31 января 2013, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/51e7f30d18.html [последняя дата доступа 9 ноября 2021]
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

Восстание в Сирии становилось все более кровавым в течение 2012 года, по мере того, как подавление антиправительственных протестов переросло в затяжной вооруженный конфликт. Правительственные силы и проправительственные вооруженные формирования, известные как «шабиха», продолжают пытать заключенных и совершать внесудебные казни в регионах, находящихся под их контролем. Некоторые оппозиционные силы также виновны в серьезных нарушениях, таких как похищение людей, пытки и внесудебные казни. По данным оппозиционных источников, 34 346 гражданских лиц были убиты в ходе конфликта на момент написания данного доклада. Расширение и усиление конфликта привело к крайне тяжелой гуманитарной ситуации; сотни тысяч людей стали беженцами или внутриперемещенными лицами.

Неправомерные действия в ходе крупномасштабных военных операций

Силы безопасности провели несколько крупномасштабных военных операций в восставших городах по всей стране, результатом которых было массовое убийство мирных жителей. В феврале правительственные войска убили сот ни мирных жителей в районе Баба Амр в западносирийской провинции Хомс, используя неизбирательные обстрелы и снайперов. Правительство использовало подобную тактику по всей стране. Сирийские силы и проправительственные ополченцы «шабиха» также совершали суммарные и внесудебные казни в провинциях Идлиб, Хомс, Алеппо и в пригородах столицы, Дамаска, после завершения наземной операции по отвоеванию районов, захваченных силами оппозиции. 25 мая были убиты по крайней мере 108 жителей города Хула около Хомса, большинство из них застрелены с близкого расстояния. По словам уцелевших жителей и местных активистов, казни совершались проправительственными вооруженными формированиями. В конце августа жители Дарайи и Моадамии, пригородов Дамаска, также сообщали о том, что после наземной операции были найдены сотни трупов. Некоторые из жертв, по-видимому, были казнены правительственными войсками.

В августе правительство начало больше полагаться на воздушные силы, часто неизбирательно бомбившие густонаселенные районы. В нападении 15 августа истребитель сбросил две бомбы на город Азаз в провинции Алеппо, убив более 40 мирных жителей, в том числе много женщин и детей. В августе войска сирийского правительства также сбрасывали бомбы или обстреливали из артиллерийских орудий окрестности по крайней мере 10 пекарен в провинции Алеппо, умышленно убив и покалечив десятки мирных жителей, стоявших в очереди за хлебом.

Произвольные аресты, насильственные исчезновения, пытки и гибель в местах заключения

Силы безопасности подвергают десятки тысяч людей произвольным арестам, незаконным задержаниям, насильственным исчезновениям, жестокому обращению и пыткам, пользуясь для этого разветвленной сетью мест заключения по всей Сирии. Многие задержанные были молодыми людьми в возрасте от 20 до 30 лет, но в их число также входили дети, женщины и пожилые люди.

В число арестованных входят мирные демонстранты и активисты, участвовашие в организации, видеосьемке или документации протестов, а также журналисты, лица, предоставлявшие гуманитарную помощь и врачи. В некоторых случаях активисты сообщали, что силы безопасности задержали членов их семей, включая детей, чтобы оказать давление на самих активистов и вынудить их сдаться властям.

Большое количество политических активистов остаются под стражей, лишенные контактов с внешним миром. Некоторые из них провели там более года, в то время как другие предстали перед судом за осуществление своих гражданских прав. Например, 16 февраля силы военно-воздушной разведки провели обыск в сирийском центре СМИ и свободы слова (Syrian Center for Media and Freedom of Expression, SCM) и арестовали 16 человек, в том числе семерых женщин. В сентябре семь сотрудников SCM были осуждены за публикацию запрещенных документов с намерением изменить основные принципы Конституции. Пятеро арестованных, в том числе президент организации Мазен Дарвиш, остаются под стражей без права контакта с внешним миром.

По словам освобожденных из заключения и перебежчиков из сил безопасности, методы пыток включают в себя длительные избиения, часто с применением дубинок и проводов, содержание задержанных в болезненных неудобных позах в течение длительного периода времени, поражение электрическим током, сексуальное насилие и унижение, вырывание ногтей, и инсценировки казней. Следователи и охранники также подвергали задержанных различным формам унизительного обращения, например, заставляли их целовать их ботинки и утверждать, что президент Башар аль-Асад был их богом. Все задержанные описали ужасающие условия содержания под стражей, в переполненных камерах, в которых заключенные могли спать только по очереди.

Несколько бывших заключенных заявили, что они были свидетелями того, как люди умирали от пыток в местах заключения. По крайней мере 865 задержанных умерли в заключении в 2012 году согласно данным местных активистов. В случаях смерти заключенных, которые были исследованы Хьюман Райтс Вотч, на телах имелись явные следы пыток, включая синяки, порезы и ожоги. Власти не предоставили семьям никакой информации об обстоятельствах смерти их родственников. В некоторых случаях членов семьи погибших заключенных заставляли подписывать заявления, что их родственники были убиты «вооруженными бандами», а также давать обещание не проводить публичных похорон в качестве условия получения тела для захоронения.

В подавляющем большинстве случаев члены семьи не могли получить никакой информации о судьбе или местонахождении задержанных.

Кризис беженцев и внутриперемещенных лиц

Ирак, Иордания, Ливан и Турция по большей части открыли границы для более чем 341 000 беженцев из соседней Сирии. Однако, в нарушение права сирийцев на поиск убежища, в середине и в конце августа Ирак и Турция начали отказывать десяткам тысяч людей в доступе на свою территорию, либо ограничивая количество и тип беженцев, которым разрешалось пересечь границу в течение дня, либо полностью закрывая пропускные пункты, время от времени впуская лишь небольшое число беженцев. В результате сирийцы, застрявшие около границы, оказались в тяжелых условиях и подвергались риску воздушных налетов и артиллерийских обстрелов со стороны правительственных сил. Все четыре страны отказали сирийцам в получении надежного правового статуса, а после июля Иордания и центральное правительство Ирака стали помещать всех вновь прибывших в закрытые лагеря.

Ливан в августе депортировал 14 сирийцев, четверо из которых заявляли, что они опасаются преследований по возвращении.

Беженцы также подвергались атакам со стороны сирийских правительственных сил, когда пытались бежать из страны. Беженцы описывали инциденты в конце мая и в июне, в ходе которых сирийская армия без предупреждения открывала беспорядочный огонь по мирным жителям, пытавшимся бежать в Иорданию.

Использование запрещенных видов оружия и живых щитов

По словам очевидцев и сирийских саперов, правительственные силы разместили мины, в том числе противопехотные и противотанковые мины советского или российского производства, недалеко от границы с Ливаном и Турцией, в результате чего имели место жертвы среди гражданского населения.

Начиная с июля и все чаще с октября, сирийские вооруженные силы использовали кассетные боеприпасы - оружие, которое считается принципиально неизбирательным при использовании в населенных районах. В период с 9 октября до момента написания данного доклада, Хьюман Райтс Вотч задокументировала 35 ударов кассетными бомбами на сирийской территории в провинциях Алеппо, Идлиб, Дейр аль-Зор, Хомс, Латакия и Дамаск.

Сирийские правительственные войска также подвергали опасности жизнь местных жителей, заставляя их двигаться перед армией во время операций по аресту, передвижений войск и нападений на города и села. Свидетели из городов аль-Джанудия, Кафр Набл, Кафр-Рума, и Айн Ларуз в провинции Идлиб сообщили, что они видели, как солдаты сирийской армии и боевики проправительственных формирований «шабиха» заставляли людей идти перед ними во время мартовского наступления, предпринятого с целью вернуть контроль над областями, попавшими в руки оппозиции.

Сексуальное насилие

Сирийские правительственные войска использовали сексуальное насилие в качестве пыток по отношению к мужчинам, женщинам и мальчикам, задержанным в ходе нынешнего конфликта. Свидетели и потерпевшие также рассказывали, что солдаты и боевики проправительственных вооруженных формирований подвергали сексуальному насилию женщин и девочек в возрасте от 12 лет во время рейдов на дома и военных зачисток населенных пунктов.

Права детей

Сирийская армия и службы безопасности задерживали детей, держали их в бесчеловечных условиях и безнаказанно пытали их в течение прошедшего года. Правительственные войска также стреляли в детей, в домах и на улице. И правительство, и оппозиционные силы использовали школы в качестве тюрем или казарм, превращая их в военные объекты. Правительственные силы также использовали школы в качестве снайперских постов, а также арестовывали и избивали детей и учителей.

Неправомерные действия вооруженной оппозиции

Вооруженные оппозиционные группировки также совершали серьезные нарушения прав человека, в том числе похищения людей, произвольные задержания, жестокое обращение, пытки и внесудебные казни бойцов сил безопасности, сторонников правительства и людей, идентифицированных как боевики «шабиха».

В одном случае двое бойцов Свободной Армии Сирии (САС) из батальона Ансара Мухаммеда в Латакии сообщили, что их батальон казнил четырех человек после штурма полицейского участка в Хаффе в июне - двоих немедленно, а других после суда. В августе шесть задержанных в двух местах заключения, контролируемых силами оппозиции, заявили, что вооруженные боевики оппозиции и должностные лица, командующие местами заключения, подвергали их пыткам и жестокому обращению.

Ключевые международные игроки и события

Международное сообщество по-прежнему глубоко расколото по поводу ситуации в Сирии. 4 февраля Совет Безопасности ООН рассмотрел резолюцию, в которой осудил насилие в Сирии и призвал к политическим преобразованиям. Резолюция стала второй из трех резолюций Совета Безопасности в 2011-2012 годах, на которые было наложено вето России и Китая.

В декабре 2011 года Сирия приняла план Лиги арабских государств (ЛАГ), включавший в себя прекращение насилия против мирных демонстрантов, освобождение задержанных и вывод вооруженных формирований из городов и жилых кварталов. ЛАГ направила в страну наблюдателей 26 декабря, но 28 января приостановила миссию по мониторингу в связи с ухудшением ситуации с безопасностью.

23 февраля генеральный секретарь ООН назначил Кофи Аннана совместным специальным посланником ООН и ЛАГ по по разрешению сирийского кризиса. В середине марта Аннан предложил план мирного урегулирования из шести пунктов, направленный на прекращение огня и открытый политический диалог. В течение следующих недель Аннан вел переговоры с сирийским правительством по поводу плана урегулирования конфликта и объявил 4 апреля, что президент Асад заверил его, что вывод войск будет начат «немедленно» и что вывод войск из городских районов будет завершен к 10 апреля. 21 апреля Совет Безопасности учредил Наблюдательную Миссию Организации Объединенных Наций в Сирии (ЮНСМИС) состоящую из 300 наблюдателей, которым было поручено наблюдение за прекращением насилия и реализацией плана Аннана.

На фоне нарушения договора о прекращения огня как правительством так и оппозицией, 16 июня деятельность по наблюдению была приостановлена из-за эскалации насилия и нежелания сторон достичь мирного урегулирования.

17 июля Совет Безопасности провел голосование по резолюции, которая предусматривала невоенные санкции против правительства Сирии за несоблюдение плана Аннана, на которую Россия и Китай вновь наложили вето. В августе Аннан объявил о своей отставке в качестве специального посланника и Наблюдательная Миссия была прекращена. В сентябре алжирский дипломат и ветеран ООН Лахдар Брахими взял на себя обязанности специального посланника.

Несмотря на тупиковую ситуацию в Совете Безопасности, Генеральная Ассамблея и Совет по правам человека (СПЧ) приняли ряд важных резолюций по Сирии подавляющим большинством голосов. СПЧ продлила до марта 2013 года и усилила международную комиссию по расследованию, которая должна расследовать нарушения и, по возможности, определить виновных. Государства-члены ООН и Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй также неоднократно высказывались в поддержку действий СПЧ по передаче сирийского досье в Международный уголовный суд (МУС).

Усилия по мирному урегулированию конфликта и дополнительному давлению на правительство Сирии предпринимались также и вне рамок ООН, в том числе путем создания контактной группы «Друзей Сирии» в феврале. В июне Аннан и несколько министров иностранных дел, в том числе представители пяти постоянных членов Совета Безопасности, встретились, чтобы обсудить шаги по прекращению насилия и запуску политического процесса, ведущего к урегулированию ситуации. В ноябре Брахими призвал Совет Безопасности включить Женевское соглашение в резолюцию Совета Безопасности.

В ноябре сирийские оппозиционные фракции также создали новую руководящую группу: Национальную коалицию сирийских революционных и оппозиционных сил. На момент написания доклада, Совет сотрудничества государств Персидского залива и Франция признали коалицию в качестве законного представителя сирийского народа.

В 2012 году Канада, Европейский Союз, Швейцария, Турция и Соединенные Штаты ввели санкции против лиц и организаций, причастных к нарушениям прав человека, в том числе высокопоставленных чиновников и Сирийского Центрального банка. Импорт сирийской нефти и продажа оружия также были запрещены. Девятнадцать государств-членов ЛАГ обязались применять санкции, но остается неясным, в какой степени это обещание осуществляется на практике, и сама Лига не установила эффективного механизма мониторинга за применением санкций.

Правительства Китая, Ирана и России продолжают поддерживать сирийское правительство дипломатически или путем оказания финансовой и военной помощи. По данным сирийских оппозиционных активистов и СМИ, вооруженные оппозиционные группировки в Сирии также получали финансовую и военную поддержку из Катара, Саудовской Аравии и Турции. Франция, Великобритания и США также обещали предоставлять «нелетальную» (не включающую поставки вооружений и боеприпасов) помощь оппозиционным группировкам.

Искать на Refworld