Отряды вооруженной оппозиции совершают военные преступления в Алеппо
Издатель | Международная Амнистия (Amnesty International) |
Дата публикации | 13 мая 2016 |
Цитировать как | Международная Амнистия (Amnesty International), Отряды вооруженной оппозиции совершают военные преступления в Алеппо, 13 мая 2016, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/573b2dda4.html [последняя дата доступа 8 ноября 2021] |
Оговорка | Данный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов. |
Вооруженные формирования, окружившие район Шейх Максуд в Алеппо, неоднократно совершали неизбирательные обстрелы жилых домов, улиц, рынков и мечетей, убивая и калеча гражданское население и демонстрируя постыдное пренебрежение человеческой жизнью, заявила Amnesty International.
Организация получила от очевидцев убедительные доказательства совершения серьезных нарушений и выяснила имена по меньшей мере 83 мирных жителей, в том числе 30 детей, убитых с февраля по апрель 2016 года в результате нападений на район Шейх Максуд. По данным местного полевого госпиталя, ранения получили более 700 мирных жителей. На видеозаписях, которые просмотрела Amnesty International, видны артиллерийские, ракетные и минометные обстрелы, совершенные «Фатх Халеб» (освобождение Алеппо), коалицией вооруженных формирований, которая сражается с контролирующими этот район курдскими Отрядами народной самообороны (YPG).
«Беспощадные обстрелы Шейх Максуд уносят жизни мирных жителей этого района. Целый ряд вооруженных формирований, входящих в коалицию «Фатх Халеб», по-видимому, неоднократно проводили неизбирательные нападения, которые можно приравнять к военным преступлениям», - заявила Магдалена Муграби, временный заместитель директора программ Amnesty International на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Сейчас в районе Шейх Максуд, преимущественно курдском районе Алеппо, проживает около 30 000 мирных жителей. Этот район контролируется силами YPG и с севера, востока и запада окружен отрядами вооруженной оппозиции, которые обстреливают его со всех трех сторон. Сирийские правительственные силы контролируют районы к югу от Шейх Максуд. В 2014 году силы YPG начали сражаться с вооруженной группировкой, называющей себя Исламское государство (запрещённая в РФ террористическая организация). Однако в последнее время усилилась напряженность в отношениях с отрядами вооруженной оппозиции, особенно в районе Алеппо. По данным «Ассоциации семей мучеников», в результате атак вооруженных формирования погибло как минимум 62 бойца YPG.
За последние дни крайне хрупкое перемирие в Сирии, о котором договорились в феврале в Женеве, распространилось и на районы мухафазы Алеппо, находящиеся вокруг Шейх Максуда. Несмотря на это, атаки на Шейх Максуд не прекращаются последние несколько месяцев.
Все больше доказательств неизбирательных нападений
На спутниковых снимках, полученных Amnesty International, видны разрушенные и сильно поврежденные дома на жилых улицах в западной части района Шейх Максуд, более чем в 800 метрах от линии фронта, что подтверждается показаниями местных жителей.
Пятого апреля 2016 года Мохамад потерял семерых членов своей семьи, когда в его дом в Шейх Максуд попала самодельная ракета «Хамим», выпущенная одним из вооруженных формирований. Погибли его 18-месячная дочь и двое его сыновей, 15 и 10 лет, и восьмилетний племянник. Он сам и двое его малолетних племянников были серьезно ранены осколками. Его дом находится в 800 метрах от линии фронта.
«Рядом с моим домом нет [военных] блокпостов. Это жилая улица и на этой улице живут также и те, кто покинул свои дома из-за боевых действий, и те, кто бежал от авиаударов по Алеппо», - рассказал он Amnesty International.
За два дня до этого дом соседа Мохаммада был обстрелян из миномета, погибло два ребенка.
Еще одна жительница Шейх Максуд рассказала Amnesty International, что обстрелы усилились в феврале и люди по несколько дней не могли выйти на улицу и сидели по домам. Она рассказала, что её дом подвергся обстрелу в апреле каким-то оружием, которое, как она считает, было изготовлено из газового баллона.
«Я помню только как рушатся стены и звук взрыва. Мы были ранены - у меня были осколки в руках и ногах […] Мы живем […] очень далеко от линии фронта. Рядом нет блокпостов или каких-нибудь других военных объектов», - сказала она.
Саад, местный аптекарь, живущий в Шейх Максуд, описал 5 апреля 2016 года, как «самый кровавый день за всю историю квартала». Он сказал, что обстрелы со стороны вооруженных формирований продолжались девять часов подряд.
«Мы насчитали как минимум 15 ракет «Хамим» и более 100 минометных выстрелов. Снаряды падали повсюду, без всякого разбора», - сказал он.
Среди вооружений, которые используют вооруженные формирования, есть неуправляемые снаряды, которые невозможно точно направить на определенные цели, такие как минометные мины и самодельные ракеты «Хамим», и другое оружие, известное как «адские пушки», которое стреляет снарядами, сделанными из газовых баллонов. Это оружие по определению неизбирательно и не должно применяться вблизи районов проживания гражданского населения.
«Ведя огонь неточным оружием взрывного действия по жилым кварталам, вооруженные формирования, атакующие Шейх Максуд, грубо игнорируют принцип проведения различий между гражданскими и военными целями, одну из основополагающих норм международного гуманитарного права», - подчеркнула Магдалена Муграби.
Кроме того, появлялись сообщения, что члены вооруженных формирований, атакующих Шейх Максуд, возможно применяли химическое оружие. Местный врач рассказал Amnesty International, что 7 и 8 апреля он оказывал помощь шестерым гражданским и двум бойцам YPG с такими симптомами, как затрудненное дыхание, онемение, покраснение глаз и сильный судорожный кашель. Некоторые из пострадавших, отметил он, сообщили, что видели желтый дым на местах взрыва ракет. Токсиколог, к которому Amnesty International обратилась за консультацией, посмотрев видео с ударами и ознакомившись с показаниями врача, сказал, что симптомы пациентов могут быть результатом атаки с применением хлора. В последовавшем за этим заявлении, предположительно сделанном лидером вооруженной группировки «Армия ислама», говорится, что один из полевых командиров применил «несанкционированное оружие» и будет привлечен к ответственности.
Шейх Максуд, Алеппо, 11 декабря 2015 © Digital Globe
Шейх Максуд, Алеппо, 25 апреля 2016 © Digitial Globe
Международное сообщество не должно мириться с нарушениями, совершаемыми вооруженными формированиями
Два вооруженных формирования, атакующих силы YPG в Шейх Максуде - «Ахрар аль-Шам» и «Армия ислама» - отправили своих собственных представителей в Женеву на проходящие там при посредничестве ООН переговоры по сирийскому конфликту. Другие вооруженные формирования одобрили других делегатов, чтобы они представляли их интересы во время переговоров.
«Международное сообщество не должно закрывать глаза на растущее число доказательств военных преступлений, совершаемых отрядами вооруженной оппозиции в Сирии. То, что правительственные силы совершают намного более масштабные военные преступления не может служить оправданием для игнорирования серьёзных нарушений со стороны оппозиции», - отметила Магдалена Муграби.
Жуткие рассказы жителей Шейх Максуд проливают свет на кошмар ежедневной жизни в тех городских районах, которые находятся под постоянным обстрелом со стороны вооруженных формирований, безнаказанно нарушающих законы войны.
«Международные покровители действующих в Сирии вооруженных формирований должны гарантировать, что они не способствуют нарушениям, поставляя оружие, которое используется или может быть использовано вооруженными формированиями для совершения или содействия совершению серьезных нарушений прав человека и нарушению норм международного гуманитарного права», - подчеркнула Магдалена Муграби.
Amnesty International призывает страны Персидского залива, Турцию и других, которые, как считается, оказывают поддержку вооруженным формированиям в Сирии, немедленно заморозить поставки оружия вооруженным формированиям, в том числе логистическую и финансовую поддержку этих поставок, в тех случаях когда существуют достоверные доказательства того, что они совершали серьезные нарушения прав человека и норм международного гуманитарного права. Лишь формирования, отвечающие строгим «критериям надежности», которые демонстрируют, что они могут последовательно и в полной мере соблюдать нормы международного права в области прав человека и гуманитарного права, могут рассчитывать на продолжение поставок в будущем.
Ухудшающиеся гуманитарных условий
Помимо неизбирательных обстрелов гражданское население района Шейх Максуд фактически оказалось изолированным в своем районе в условиях постоянно ухудшающейся гуманитарной ситуации. Продолжающиеся столкновения мешают гуманитарной помощи попадать в Шейх Максуд, а людям покидать этот район. Правительственные силы разрешают покидать район только гражданским лицам, которым требуется медицинской помощь, и только через территории, которые они контролируют, а также ограничивают ввоз в район медикаментов и продуктов - разрешено ввозить только овощи и хлеб. По словам местных жителей, аптеки в Шейх Максуде пусты, а многие давно закрылись.
«Вряд ли в районе остались хоть какие-нибудь продукты», - сказал один из жителей и добавил, что гуманитарная помощь стремительно кончается.
«Шейх Максуд на грани гуманитарного кризиса. Необходимо, чтобы сирийское правительство и вооруженные формирования срочно предоставили беспрепятственный доступ гуманитарной помощи и позволили тем мирным жителям, которые хотят покинуть это район, сделать это», - заявила Магдалена Муграби.
Справка
Вооруженные формировния, проводящие неизбирательные обстрелы района Шейх Максуд, входят в военную коалицию «Фатх Халеб», в которой участвуют: Исламское движение Ахрар аш-Шам, Армия ислама, Фронт Леванта, Бригада Султана Мурада, Батальоны султана Фатиха, Батальоны Фа Истаким Кама Омирт, Батальоны Нур аль-Дин Зинки, 13 Бригада, 16 Бригада, 1-й Полк (Аль-Фой аль-Аваль) и Батальоны Абу Омара.
По данным «Сирийской правозащитной сети», с февраля по апрель 2016 года в результате артиллерийских обстрелов и снайперских огня со стороны YPG в районах Алеппо, контролируемых оппозицией, погибло как минимум 23 мирных жителя.