Правительство Грузии недовольно ролью оппозиции в Украине
Версия на английском | Georgian Government Unhappy About Opposition Role in Ukraine |
Издатель | Институт по освещению войны и мира |
Автор | Тинатин Жваниа |
Дата публикации | 25 февраля 2015 |
Индекс документа | CRS Issue 768 |
Цитировать как | Институт по освещению войны и мира, Правительство Грузии недовольно ролью оппозиции в Украине, 25 февраля 2015, CRS Issue 768, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/550bddde4.html [последняя дата доступа 7 ноября 2021] |
Нынешние лидеры Грузии выразили обеспокоенность в связи с растущим числом оппозиционных деятелей, занимающих высокие посты в правительстве Украины.
16 февраля генеральный прокурор Украины Виктор Шокин заявил на пресс-конференции, что депутат Парламента Грузии от оппозиционного Национального движения Давил Сакварелидзе назначен его заместителем.
Бывший заместитель генерального прокурора Грузи Сакварелидзе теперь будет руководить реформами в украинском ведомстве, занявшись вопросами кадровой политики и работать для гармонизации системы с механизмами ЕС.
Сакварелидзе был назначен вскоре после того, как экс-президент Михаил Саакашвили занял пост советника президента Украины Петро Порошенко. Саакашвили также стал руководителем Совещательного международного совета реформ Украины.
Этот шаг вызвал недовольство нынешнего правительства Грузии, которое требует экстрадиции Саакашвили по обвинению в злоупотреблении властью.
Для объяснения этого и других назначений, посол Украины был вызван в министерство иностранных дел Грузии. Сотрудники прокуратуры Грузии попросили своих украинских коллег удовлетворить требование об экстрадиции.
Тбилиси также требует экстрадиции бывшего министра юстиции Зураба Адеишвили, который консультирует украинские власти по антикоррупционному законодательству.
Украинская сторона от экстрадиции отказалась.
Администрация Порошенко, которой поручено принимать меры для борьбы с массовой коррупцией и неэффективным управлением, пытается использовать опыт правительства ЕНД, которое лишилось власти в ходе парламентских выборов 2012 года. Саакашвили ушел с поста президента в следующем году.
В 2004-2013 годах, когда Саакашвили занимал пост президента, в правоохранительных органах прошли масштабные реформ, были приняты меры по борьбе с коррупцией, а экономика была дерегулрована.
Назначение Саакашвили стало очень болезненным для нынешних лидеров Грузии.
«Очень печально. Я бы выразил сожаление в связи с этим, - заявил в интервью газете Квирис Палитра, миллиардер, основатель коалиции Грузинская мечта, руководящей сейчас правительством, Бидзина Иванишвили. - Это не трагично, но ничего хорошего в этом нет, я не скрываю».
«Роль Саакашвили в ошибках, допущенных во время трагедии августовской войны 2008 года очень велика. И, конечно опасно, что этого человека сейчас там берут советником».
Бывший министр здравоохранения Грузии Александр Квиташвили в декабре занял аналогичный пост в Киеве; бывшая заместитель министра внутренних дел Екатерина Згуладзе - Глюксманн назначена заместителем министра ВД Украины; Гиа Гецадзе, который занимал различные высокие должности в администрации Саакашвили, стал заместителем министра юстиции Украины.
В феврале, в интервью независимому российскому телеканалу Дождь, Михаил Саакашвили, заявил, что в сфере юстиции и внутренних дел Украины работают намного больше его соотечественников.
«Это до ста человек, многие из них работают на официальных высокопоставленных должностях», - заявил он.
Тбилиси также обеспокоено участием граждан Грузии в военных действиях на востоке Украины, на стороне украинских вооруженных сил. Считается, что там находятся несколько десятков бывших военных или сотрудников специальных подразделений Грузии.
Многие грузины с симпатией относятся к Украине и считают, что происходящий здесь конфликт тревожно отражает ситуацию, существовавшую в их стране. После краткосрочной войны между Россией и Грузией в 2008 году Москва сразу признала независимость Абхазии и Южной Осетии.
Несмотря на теплые взаимоотношения с Украиной правящая коалиция Грузинская мечта была возмущена назначением такого большого числа высокопоставленных чиновников ЕНД.
«Я уважаю суверенитет Украины и не собираюсь комментировать внутреннюю политику Украины, - заявил президент Грузии Гиорги Маргвелашвили журналистам 17 февраля. - Но я также зафиксирую, что определенное неудобство может возникнуть в связи с этой обстановкой».
Грузинские аналитики заявляют, правительству необходимо соблюдать тонкую грань между тем, чтобы прямо выражать оговорки об использовании советников ЕНД и критикой выбора, сделанного лидерами Украины.
«Суверенное право Украины нанимать тех советников, которых она решит, тем более что в случае с Национальным движением, хотя у него всегда были хорошие связи с Украиной, главный фактор - их опыт более менее удачных реформ в Грузии, уникальный опыт реформирования постсоветского государства, - сказал IWPR политолог и ассоциированный профессор Тбилисского государственного университета Корнели Какачиа. - Власти Украины прекрасно знают о проблемах, которые были в правительстве Саакашвили, но им сейчас это абсолютно не важно».
По словам Какачиа, тот факт, что некоторые из этих людей объявлены в розыск создает определенную правовую неловкость, но он отметил, что Украина не первая страна, которая ответила отказом на требования Грузии об экстрадиции. Ранее аналогичную позицию выражали Франция и Греция.
«Я думаю, на этом фоне делать резкие замечания в адрес Украины неправильно, так как она стратегический и очень важный для Грузии партнер», - сказал Какачиа.
Руководитель Ассоциации реформ Грузии (GRASS) Элене Хоштариа считает, что политике партии не должно предаваться большого значения в поворотный исторический момент, когда Тбилиси должен проявлять «поддержу и солидарность».
«Сейчас, весь цивилизованный мир должен быть сосредоточен на том, чтобы поддержать Украину, помочь ей и сохранить ее суверенитет. Любое решение, принятое в этом направлении, любое решение Киевских властей должно быть поддержано, так как ситуация очень драматичная и неправильно было бы приоритизировать внутриполитические интересы», - сказала она IWPR.
«Если украинским властям потребуется помощь еще кого- либо, то вне зависимости от симпатий или антипатий, эта помощь должна быть предоставлена, - продолжила она. - Я могу понять правовой аспект - возбужденные против этих людей уголовные дела, но необходимо помнить, что международная оценка отличается от тех, что делаются в Грузии и чуть ли не напрямую заявляется, что этих людей преследуют по политическим мотивам».
Политический аналитик Центра Европейских исследований из Тбилиси Каха Гоголашвили считает, что вопрос экстрадиции уже был рассмотрен и в любом случае, он считается правовым, а не политическим.
«Власть не должна устраивать из этого большой политической кампании, - сказал он. - Было бы ошибкой вступать в противостояние с властями Украины, которые, как видно, отводят большую роль грузинским советникам. Противостояние в этом вопросе может быть воспринято, как попытка помешать консолидации внутри страны [Украины], проведению реформ и отражению агрессии, с которой столкнулась Украина».
Какачиа считает, что нынешнее руководство Грузии опасается, что оппозиционеры добьются в Украине такого же успеха, которого они в свое время достигли на родине. Это не только усилит их позицию дома, но также побудит людей по-новому взглянуть на наследие администрации Саакашвили.
«У них [властей] есть этот внутренний страх, тем более что нынешние власти не отличаются особым реформаторством», - добавил он.
Гоголашвили согласен с тем, что успех в Украине может привести к усилению роли ЕНД дома, позволив партии заработать очки на социально-экономических проблемах и снижающейся популярности Грузинской мечты.
«Если реформы в Украине действительно принесут быстрый и эффективный результат и будут ставится в пример и будет подчеркиваться роль в этом грузинских советников, - сказал он. - Это укрепит позиции партии внутри Грузии».
Тем временем Гоголашвили сказал: «Но тут есть и обратный эффект - если реформы в Украине не увенчаются успехом, разумеется, это будет использовано оппонентами ЕНД в Грузии».