Последнее обновление: Пятница, 05 ноября 2021, 12:50 GMT

Адвокаты «Мемориала» спасли от выдворения гражданина КНДР, ищущего убежища

Издатель Правозащитный центр «Мемориал»
Дата публикации 13 февраля 2017
Цитировать как Правозащитный центр «Мемориал», Адвокаты «Мемориала» спасли от выдворения гражданина КНДР, ищущего убежища, 13 февраля 2017, доступ по следующему адресу: https://www.refworld.org.ru/docid/58a2bd724.html [последняя дата доступа 5 ноября 2021]
Комментарии источник: http://memohrc.org/news/advokaty-memoriala-spasli-ot-vydvoreniya-grazhdanina-kndr-ishchushchego-ubezhishcha
ОговоркаДанный документ не является публикацией УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет за нее ответственности и не обязательно одобряет ее содержание. Мнения, изложенные в данной публикации, принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отображают взгляды УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или государств-членов.

9 февраля Ольга Цейтлина и Юрий Серов, адвокаты Сети «Миграция и право» Правозащитного центра «Мемориал», добились отмены постановления суда, согласно которому Цоя Мен Бок, беглеца из корейского трудового лагеря, должны были принудительно вернуть в КНДР, где его неминуемо приговорили бы к смертной казни за побег и невозвращение на родину.

В 1999 году власти Северной Кореи отправили Цоя Мен Бок в Россию, в трудовой лагерь на лесозаготовки вблизи города Тында Амурской области. В 2002 году он оттуда сбежал. Последние годы Цой живет в гражданском браке с гражданкой России в городе Всеволожск Ленинградской области, у них двое совместных детей: мальчики 3 и 5 лет.

В 2015-2016 годах Цой Мен Бок несколько раз безуспешно пытался обратиться в УФМС (затем УВМ) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о признании беженцем на территории России, но в приеме заявления ему отказали. В ФМС корейцу указали, что для обращения необходимо установить личность.

31 января 2017 года Цоя Мен Бок вызвали в УМВД по Всеволожскому району Ленинградской области, якобы чтобы она подписал бумаги для установления личности.

Придя в полицию, он понял, что вызов был ловушкой. На него составили административный протокол о нарушении миграционного законодательства. Председатель Всеволожского городского суда не внял его словам о жене и детях в России, а доводы относительно неминуемой смертной казни за «измену Родине» (а именно так в КНДР квалифицируют побег из трудового лагеря и невозвращение) судья вообще анализировать не стал.

Суд в своем постановлении отдельно указал, что Цоя Мен Бок следует передать властям КНДР, а до этого момента содержать в ЦВСИГ (Центре для выдворения), при этом срок содержания в Центре не указан, то есть фактически его могли бы содержать там бессрочно.

Адвокаты поняли, что очень велик риск выдачи Цоя сотрудникам правоохранительных органов Северной Кореи до вступления постановления в законную силу, а потому экстренно обратились в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с заявлением о применении срочных мер защиты (Правило 39 Регламента Суда), чтобы не допустить высылку Цоя. ЕСПЧ удовлетворил это заявление.

Управление Верховного комиссира ООН по делам беженцев предоставило по запросу защиты свое заключение, в котором, ссылаясь на общеизвестные факты, признало высокую вероятность риска убийства Цоя Мен Бок в случае возвращения в КНДР.

9 февраля состоялось судебное заседание Ленинградского областного суда. Адвокаты говорили о том, что Цоя нельзя высылать в КНДР, сообщили обстоятельства его семейной жизни, отметили процессуальные нарушения, допущенные в ходе рассмотрения дела.

Суд апелляционной инстанции посчитал, что действия Цоя Мен Бок были ошибочно квалифицированы в полиции и во Всеволожском городском суде, а потому не только отменил постановление суда первой инстанции, а вообще полностью прекратил производство по делу об административном правонарушении.

10 февраля адвокат Цейтлина получила решение суда, и Цоя Мен Бок отпустили на свободу. Теперь он планирует обратиться за статусом беженца.

Защита приветствует такое решение суда и рада тому, что проситель убежища, которому грозила выдача в КНДР, не отправлен на смерть и оказался на свободе.

Вместе с тем, адвокаты обеспокоены относительно легального статуса Цоя Мен Бок, его допуска в процедуру определения статуса беженца, которого Цой, без сомнения, заслуживает.
Мы надеемся, что власти Российской Федерации предоставят заявителю статус.

ПЦ «Мемориал» и Комитет «Гражданское содействие» еще в 2014 году пытались на стадии подготовки предотвратить заключение Соглашения «О передаче и приеме лиц, незаконно въехавших и незаконно пребывающих на территории Российской Федерации и Корейской Народно-Демократической Республики». С 2005 года за убежищем обратились немного более 200 граждан КНДР, но статус беженца получили только двое из них.

Как показало недавнее дело Кима в Москве, ФМС обычно отказывает корейцам в убежище, так как наши власти доверяют официальным представителям КНДР, заверяющим, что беглецы не подвергаются серьезным наказаниям у себя на родине. Защита Кима длилась около четырех лет и стоила обеим организациям огромных усилий, поскольку он находился под постоянной угрозой выдачи. Ким получил временное убежище незадолго до того, как третья страна выразила готовность принять его, и в конце 2016 года он покинул Россию.

Несмотря на активное осуждение мирового сообщества, 2 февраля 2016 года в ходе визита в Россию северокорейского высокопоставленного чиновника Соглашение было подписано.

Искать на Refworld