Главная > Новости региона > Новости

Новости

© UNHCR

NotATarget: Экскурс в мир гуманитарной помощи

Алматы, 20 августа 2018. Всемирный день гуманитарной помощи отмечается ежегодно 19 августа. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций предложила эту дату в память о 22 сотрудниках, погибших в результате бомбардировки штаб-квартиры ООН в Багдаде в 2003 году. В этот день мы отдаем дань уважения всем гуманитарным работникам, которые погибли при исполнении своих обязанностей, а также чествуем тех, кто продолжает работать в сфере оказания гуманитарной помощи, несмотря на опасность и трудности. Данная дата призвана повысить информированность общественности о работе гуманитарных сотрудников, оказывающих помощь миллионам нуждающихся людей по всему миру, а также о важности международного сотрудничества и лучшей защиты гражданских лиц, гуманитарных работников и работников здравоохранения, особенно в зонах конфликтов.

 В преддверии Всемирного дня гуманитарной помощи, мы имели честь услышать реальную историю настоящего гуманитарного работника, посвятившего более 25 лет работе в УВКБ ООН, Агентству ООН по делам беженцев. Некогда старший сотрудник отдела по Ираку (2003 год), а ныне Региональный Представитель УВКБ ООН по Центральной Азии, г-жа Ясуко Ода делится воспоминаниями о своей работе в сфере гуманитарной помощи, а также работе и жизни до и после трагедии 2003 года в Ираке.

 - Г-жа Ода, УВКБ ООН известно как одно из ключевых агентств ООН, оказывающих гуманитарную помощь, не могли бы Вы рассказать немного больше о своей работе? Что было особенно запоминающимся из вашего профессионального опыта?

 Беженцы нуждаются в международной поддержке и защите, они вынуждены покидать свои дома, к примеру, в Сирии, Сомали, Южном Судане и т.д. В Центральной Азии большинство беженцев из Афганистана. Все они заслуживают внимания. За 25 лет работы в организации, у меня накопилось столько незабываемых случаев, что просто невозможно выделить из них «самый» запоминающийся.

Я бы сказала, что события 19 августа 2003 года в Багдаде, Ираке, были и остаются самыми тяжелыми для всех нас. Если кратко, в офисе Организации Объединенных Наций в Ираке произошёл взрыв, который был совершен террористом-смертником, управлявшим грузовиком со взрывчатыми веществами. Многие были ранены, 22 человека погибли, в том числе глава миссии ООН в Ираке, Сержио Виейра де Мелло. Спустя 15 лет я все еще не могу смириться с этим.

 В то время я работала старшим сотрудником отдела в УВКБ ООН в Женеве. Моя роль состояла в том, чтобы помогать коллегам, работающим в Ираке и прилегающих странах. Я всегда была на связи по телефону. Незадолго до 19 августа, как обычно, я разговаривала с коллегой из Багдада о проекте помощи беженцам, возвращающимся в страну. Он сказал, что вскоре должен будет пойти в офис ООН, чтобы доработать документ для правительства. Я ответила, что это не срочно. К счастью, в тот день он не был на разрушенном участке. Я была очень напугана. С другой стороны, было много людей, которые, к сожалению, оказались в том месте. Например, два академика-исследователя из Великобритании, которые посещали ООН в тот день. Один из них скончался. Другой, Гил Лешер выжил, но потерял обе ноги. Я встретилась с ним через 10 лет после инцидента. Он сказал, что ему понадобилось 10 лет, чтобы снова говорить об этом.

 В день нападения весь мир наблюдал и обсуждал, что произошло и почему ООН стала объектом нападения. Все были буквально приклеены к телевизору. В те дни основным источником информации было телевидение. Многие из моих коллег были эмоционально истощены и находились в ужасном состоянии. Я помню, что была так занята срочными текущими делами, что даже не смогла присутствовать на церемонии прощания. Кто-то должен был выполнять всю “невидимую” работу независимо от того, что произошло. Я даже не помню, как мне удалось осилить такой огромный объем бумажной работы.

 - Какой была Ваша работа до и после атаки? Что изменилось после трагедии 2003 года?

 Многие из нас задавались вопросом, как мы продолжим работу после такой целенаправленной атаки. Были поставлены под сомнение меры безопасности, а также средства для обеспечения безопасности сотрудников. Я не буду сейчас вдаваться в подробности, но ситуация была очень сложной, и было извлечено много уроков.

 Еще в 1991 году, гуляя по Багдаду и Сулеймании в северном Ираке, я спокойно посещала различные места, ходила в рестораны, встречалась с людьми. Иногда происходили боевые действия и стрельба, но мы, как международные сотрудники по оказанию помощи, никогда не были мишенью. Я могла проводить переговоры с воюющими сторонами, от которых бежали беженцы и вынужденные внутренние переселенцы. Меня считали нейтральной стороной. Моя работа имела конкретные результаты, такие как получение доступа к людям и спасение их жизней.

 Честно говоря, атака на ООН в Ираке в 2003 году заставила меня задуматься о смене работы. Повторюсь, я до сих пор не могу смириться с тем, что произошло 19 августа. В конце концов, я не сменила работу, но с годами изменила свой образ мышления. Появилось много новых тренингов по безопасности для сотрудников, были улучшены наши меры безопасности.

 В завершении, если Вы спросите меня, приносит ли мне моя работа внутреннее удовлетворение? Я отвечу “да”. К тому же, беженцам по-прежнему нужна поддержка и защита.

 По данным ООН, в 2017 году 506 гуманитарных работников были убиты, ранены или похищены в 240 инцидентах, произошедших в 49 странах мира. По сообщениям, в 98 крупных инцидентах погибло 179 человек, самые высокие смертельные случаи произошли в Сирии, Южном Судане, ЦАР, Нигерии и Бангладеш. 141 сотрудника по оказанию помощи был похищены в 20 странах, наибольшее количество похищений произошло в ДРК, Южном Судане и Сомали.

Статья опубликована с сайта:  https://redcrescent.kz/ru/notatarget-ili-pochemu-my-otmechaem-19-avgusta-den-gumanitarnoj-pomoshhi/



05.09.2018
• DONATE NOW •