Посредник, который добился освобождения девочек из г. Чибок, назван лауреатом премии имени Нансена УВКБ ООН 2017 года.


Мустафа окружен учениками в одном из детских садов. © UNHCR/Rahima Gambo

Фонд предоставляет образование для сирот и «бросает спасательный круг» для вдов, оказавшихся в сложной ситуации из-за действий повстанцев в северо-восточной Нигерии.

Джонатан Клейтон в Майдугури, Нигерия, 18 сентября 2017

Выцветшая надпись на школе исламского фонда «Будущая доблесть» гласит: «Школа, в которой каждый ребенок важен». Эти слова являются мантрой основателя школы Занны Мустафы, сдержанного 58-летнего адвоката, который был назван победителем престижной премии имени Нансена УВКБ ООН в 2017 году.

«Здесь каждый ребенок важен для нас, независимо от религии, происхождения или культуры ... Наша цель - внести позитивные изменения в их жизнь», - пояснил он в интервью УВКБ ООН.

Бывший адвокат, ставший затем девелопером недвижимости, Мустафа, создал школу для детей-сирот и уязвимых детей в 2007 году. Его беспокоило растущее число детей на улицах Майдугури, столицы региона Борно, ставшее сердцем мятежа, который, по подсчетам, унес жизни 20 000 человек и вследствие которого 2,3 миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома.

У него вызвал опасение тот факт, что растущая нестабильность и применение вследствие этого жестких мер с военным вмешательством приводили к появлению поколения детей без образования, что, в свою очередь, могло создать еще больше проблем для одного из беднейших регионов страны.

«Повсюду на улицах были видны одинокие дети ... Если у них нет образования, что с ними будет дальше? ... Я все время задавался вопросом, что станет с моей дочерью, если я умру, кто заплатит за ее образование? Я понял, что должен действовать», - добавил он.

«Когда я рос, такого не случалось. Семья заботилась о сиротах, но сейчас все стало сложнее».

Пользуясь помощью и поддержкой небольшой группы друзей, с которыми Занна регулярно играл в любимый им настольный теннис, чтобы помочь жертвам мятежа, на чьей бы стороне они не находились, он решил создать Исламский фонд «Будущая доблесть», куда войдут школа и другие благотворительные организации,

Указывая на находящийся под деревянным навесом уголок своего большого комплекса площадью 6000 квадратных метров - плод успешной сделки, он сказал: «Именно там мы играли в настольный теннис, но я решил, что мне не нужно столько места. Я заменил столы маленьким зданием для ... детей.»

«Из семени, посаженного когда-то, сегодня выросла школа с 540 учениками, из которых 282 девочки. Список очередников насчитывает еще 2000 человек. В офисе директора лежат груды заявлений.»

 «Мы просто не можем угнаться за все растущим спросом», - говорит Сулейман Алию, который работает в школе с момента ее создания.

«Это место является защищенным, потому что здесь есть представители всех сторон конфликта, и преподавание ведется как по исламским традициям, так и в соответствии с так называемым западными программами обучения. Мы учим арабскому, французскому, английскому языку, математике – и это все достижения Мустафы. Для него ребенок - это ребенок, независимо от его происхождения».

В соответствии с глубокой верой Мустафы в необходимость охватить всех, учениками школы являются дети как из христианских, так и из мусульманских семей, находящиеся по разные стороны конфликта. Они не платят никаких взносов, которые являются главным барьером для получения базового образования для тысяч бедных нигерийцев.

«Тем, кто пострадал от повстанцев, должна быть протянута рука помощи, их нужно поддерживать в жизни», - возбужденно сказал он за обедом, состоявшим из жареного мяса, специй и хлеба. Одетый в традиционное темно-синее платье, он говорил о важности указать правильный путь, чтобы люди, перемещенные в результате конфликта, могли себя сами обеспечить.

В дополнение к школе, его фонд создал ассоциацию для вдов и предоставил землю другим перемещенным лицам для ведения сельскохозяйственных работ.

Многие из детей в школе являются сиротами, но в смешанных классах с ними учатся дети учителей, охранников и несколько младших детей самого Мустафы. Родители у некоторых из них были на стороне организации Боко Харам, а у других - в силах безопасности, которые с нею сражались.

«Здесь мы наедине друг с другом ... и это является самым главным», - сказал Мустафа. «Я хочу, чтобы все поняли: мы оказались в неразрывной зависимости друг от друга. Как сообщество мы ограничены рамками одной нации, поэтому нужно быть защитником своих братьев ... Мы должны быть едины – и не только быть, но и показывать себя таковыми».

Востребованность в таких учебных заведениях так высока, что Фонд Мустафы создал вторую школу, расположенную на берегу реки Гадабул. В настоящее время в этой школе 88 учеников, но со временем она станет намного больше, и в ней появятся собственные спальные помещения.

Около школы Мустафа выделил примерно 16 гектаров земли, которая обрабатывается перемещенными лицами, проживающими в соседних приютах, предоставляемых УВКБ ООН и его партнерами.

«Этот человек изменил жизнь стольких людей! Он предоставил бесплатные сельскохозяйственные угодья, бесплатное образование, он даже сначала дал нам семена и стал сам сеять, чтобы показать нам, как это делается», - сказал Шариф Абубакар, который покинул свой дом после того, как два года назад его родные места были захвачены организацией Боко Харам. В настоящее время Шариф возглавляет фермерский проект фонда.

Филантропия Мустафы завоевала множество поклонников. В отличие от крупных политиков, у него нет врагов и он не связан со всеми сторонами конфликта. Как следствие этого он стал одним из главных посредников в действиях по освобождению школьниц из г. Чибока, которые привлекли к себе всеобщее внимание, когда их похитили боевики Боко Харам в апреле 2014 года.

В общей сложности было похищено 276 девушек. В суматохе сразу после похищения пятидесяти семи удалось убежать, а остальных увезли в лес Самбиса.

Мустафа вступил в контакт с похитителями, и после ряда мер по укреплению доверия он смог договориться об освобождении двадцати одной девочки. В мае прошлого года он добился большого успеха, и еще восемьдесят две девочки были освобождены.

«Они были доставлены в заранее установленное место недалеко от границы с Камеруном и одна за другой выходили вперед и называли себя ... Когда они поняли, что происходит, они очень взволновались и обрадовались», - вспоминал он, широко улыбаясь. «Я уверен, что скоро нас ждут большие успехи».