(Найроби) – Во время и после столкновений между правительственными и оппозиционными силами в столице Южного Судана Джубе в июле 2016 г. солдаты убивали и насиловали гражданских лиц и грабили гражданское имущество, включая гуманитарную помощь, заявила сегодня Хьюман Райтс Вотч. Во многих случаях, как представляется, правительственные войска целенаправленно преследовали представителей иных, чем динка, народностей.
Неизбирательные нападения, включая обстрелы из стрелкового оружия и танков, когда снаряды попадали в лагеря вынужденных переселенцев на территории ооновских баз и по другим густонаселенным районам столицы, приводили к гибели и ранению гражданских лиц. Исследователи Хьюман Райтс Вотч, побывавшие в Джубе в июле по горячим следам после событий, задокументировали многочисленные преступления, преимущественно – со стороны солдат правительственной Народной армии освобождения Судана (НАОС).
«Через год после подписания мирного соглашения между президентом и оппозицией гражданское население по-прежнему гибнет, женщины подвергаются насилию, миллионы людей боятся возвращаться домой, - говорит Дэниел Бекеле, директор африканской программы Хьюман Райтс Вотч. – 12 августа ООН решила усилить миротворческий контингент в Джубе, однако вопрос о давно назревшем эмбарго на поставки оружия был отложен на потом. Продолжение оружейных поставок способствует эскалации нарушений».
На уровне ООН и отдельных государств необходимо также введение адресных санкций в отношении причастных к серьезным нарушениям прав человека, включая замораживание активов и стоп-листы, считает Хьюман Райтс Вотч. Комиссия Африканского союза и доноры должны безотлагательно начать подготовку к созданию гибридного суда для расследования и судебного преследования наиболее тяжких преступлений, совершенных с начала в декабре 2013 г. новой войны в Южном Судане, в том числе во время июльских боестолкновений в столице.
Подписанное ровно год назад мирное соглашение предусматривало формирование правительства национального единства, объединение вооруженных сил правительства и оппозиции и создание гибридного суда. Последний должен был создаваться Комиссией Африканского союза на смешанной основе – из представителей Южного Судана и других африканских государств. Основная работа должна была быть завершена к октябрю 2016 г., однако конкретного прогресса пока не наблюдается.
8 июля 2016 г., во время заседания кабинета министров в президентском комплексе, вспыхнули боестолкновения между войсками президента Сальвы Киира (принадлежит к народности динка) и первого вице-президента Риека Машара, который принадлежит к народности нуэр. Этому предшествовали несколько недель нарастания в столице напряженности между обеими сторонами из-за длительного затягивания реализации мирного соглашения.
В течение четырех дней в нескольких частях Джубы шли бои. Нашим исследователям рассказывали о беспорядочной стрельбе, от которой страдали густонаселенные районы или лагеря вынужденных переселенцев на территории ооновских баз. По меньшей мере 10 укрывавшихся там гражданских лиц погибли, многие получили ранения.
Наши исследователи также задокументировали в нескольких районах Джубы убийства, изнасилования (включая групповые), избиения, грабежи и притеснения, нередко – по этническому признаку. Больше всего это затронуло такие районы столицы, как Тонгпини, Мунуки, Мангатен, Гуделе и Джебель. В силу ограничений по безопасности в некоторых из них точно оценить масштабы нарушений нам не удалось. Большинство преступлений совершалось солдатами, официально подчиненными генералу Полу Малонгу и президенту Кииру.
Хьюман Райтс Вотч также получены сообщения о нарушениях со стороны «НАОС в оппозиции» (войска Риека Машара), однако нам не удалось получить их независимое подтверждение.
По данным ООН, за время боев погибли по меньшей мере 73 мирных жителя; 36 тыс. человек во время боев или непосредственно после них укрылись на территории ооновских баз и гуманитарных организаций. 11 июля в Джубе было объявлено прекращение огня, однако боестолкновения между НАОС и «НАОС в оппозиции» продолжались вокруг столицы и в других частях страны.
В некоторых случаях солдаты правительственных войск целенаправленно преследовали гражданских лиц по этническому признаку. 35-летний мужчина рассказывал, как незадолго до прекращения огня 11 июля два грузовика с солдатами НАОС окружили гостиницу «Бедале» в районе Атлабара, где укрылись он сам и еще 27 мужчин народности нуэр.
Солдаты забарабанили в дверь, спрашивали, есть ли там нуэры: «Мы умоляли охранника не открывать. Они закричали: ‘Так вы нуэров прячете?’ – и стали из пулеметов стрелять по дверям и в стену. Так погиб мой друг Мадин Шан».
В тот же день большая группа бойцов правительственных войск ворвалась на территорию жилого комплекса, где размещались сотрудники нескольких международных организаций. Там они казнили журналиста из народности нуэр, несколько женщин подверглись изнасилованию (в том числе групповому), персонал организаций – избиениям и нападениям. Комплекс был полностью разгромлен и разграблен.
Военнослужащие продолжали нападать на гражданское население и совершать другие преступления и после прекращения огня 11 июля. Хьюман Райтс Вотч задокументировала неоднократные случаи, когда солдаты правительственных войск останавливали и насиловали женщин, которые решались выйти за продуктами из лагерей на базах ООН; при этом у них все отбирали. Нашим исследователям рассказывали о нескольких случаях, когда солдаты намекали на этническую принадлежность этих женщин или их связи с «НАОС в оппозиции». ООН сообщала о более чем 200 случаях сексуального насилия с обеих сторон во время и после июльских боев в Джубе.
27-летняя женщина рассказала, как ее остановили пятеро солдат, когда она 18 июля возвращалась из города в лагерь с продуктами: «Они сказали: ‘Ты несешь патроны для Риека Машара’, и потащили к каким-то домам. Я упиралась. Они стали бить меня по голове и в грудь… Они меня изнасиловали. Я была на третьем месяце беременности, но после этого потеряла ребенка».
Охранявшие ооновскую базу миротворцы не принимали достаточных мер для защиты женщин от изнасилований на прилегающей территории. В СМИ сообщалось о случае 17 июля, когда солдаты стали тащить женщину с собой на глазах у миротворцев, однако те не вмешались. Снизить число изнасилований могли бы усиленное патрулирование или блокпосты в ключевых районах. 18 июля сотруднику гуманитарной организации удалось спасти женщину, которая только что подверглась изнасилованию.
НАОС ограничила передвижения Миссии ООН в Южном Судане (МООНЮС), вследствие чего миротворцы во время боев оставались на своих базах. 12 июля МООНЮС потребовала снять ограничения, однако миротворцы получили возможность передвигаться или осуществлять патрулирование только через несколько дней. В МООНЮС обещали расследовать реагирование своих сил на случаи сексуального насилия, однако следует разобраться и с тем, почему ооновцы оказались столь неподготовленными и неэффективными в том, что касается защиты гражданского населения после начала боев. Необходимо устранить причины этого и обнародовать результаты такого расследования, считает Хьюман Райтс Вотч.
Во время и после боев, когда люди пытались покинуть опасную зону, правительственные силы ограничивали автомобильное и авиационное сообщение, что приводило к дополнительному нагнетанию напряженности и страха. 12 июля силами безопасности в Джубе был избит один из членов кабинета от оппозиции, 16 июля сотрудники Службы национальной безопасности задержали редактора Juba Monitor Альфреда Табана, который опубликовал несколько редакционных статей с критикой обеих сторон и с призывами к Кииру и Машару уйти в отставку. 29 июля его отпустили из-под стражи по состоянию здоровья, в настоящее время он ожидает суда.
12 августа Совет Безопасности ООН санкционировал создание в рамках МООНЮС регионального охранного контингента в составе 4 тыс. чел с мандатом осуществлять охрану аэропорта и других ключевых объектов и «оказывать противодействие любым акторам, которые готовят или совершают нападения на охраняемые ООН места для укрытия гражданского населения, другие объекты и персонал ООН, международных и национальных гуманитарных акторов или гражданских лиц». Хьюман Райтс Вотч считает, что максимальная защита гражданских лиц должна оставаться главной задачей всей МООНЮС.
«Лидеры Южного Судана снова и снова не обеспечивают прекращения нарушений против гражданского населения, не желая навести порядок в подчиненных им силах или обеспечивать правосудие за преступления, совершенные их военными, - говорит Дэниел Бекеле. – Время отговорок прошло: нужно вводить санкции в отношении высших лидеров и эмбарго на поставки оружия. ООН нужно повышать эффективность защиты гражданских лиц, а Африканскому союзу – двигаться вперед с созданием гибридного суда».